ВОСХОЖДЕНИЕ
http://vosxozhdenie.flybb.ru/

Сердце. Психология Суфизма
http://vosxozhdenie.flybb.ru/topic113.html
Страница 1 из 1

Автор:  Евгений [ 30 авг 2008, 23:32 ]
Заголовок сообщения:  Сердце. Психология Суфизма

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Начало:
http://vosxozhdenie.flybb.ru/topic112.html





СЕРДЦЕ


Стань человеком сердца
или хотя бы служи такому человеку;
А иначе ты так и останешься
ослом, застрявшим в грязи.




Когда у человека нет сердца,
ничто ему не впрок,
Никчемностью своей прославится
он по всему миру.

(СГР 144)



Когда нафс достиг высшей ступени совершенства, он переходит на уровень сердца.

Фактически, успокоенный нафс и есть само сердце. Философы называют его «рациональный нафс» (нафс-и натика). Большинство людей, однако, находятся на психологическом уровне материальной природы (таб) и нафса; у них нет сердца.

Сердце – это град, расположенный между владениями Единства (дух, рух) и землей множественности (нафс). Если сердце отрезает пуповину, связывающую его с нафсом, оно попадает под владычество духа; то есть оно становится сердцем в истинном смысле этого слова, начисто отполировавшим ржавчину множественности. С другой стороны, если над сердцем довлеет нафс, оно затемняется от тусклости множественной природы нафса и окрашивается в соответствующие тона.

Дух – источник добра, а нафс – зла. Любовь – это армия духа, а страсти – армия нафса.

Дух – это преуспеяние в Боге, тогда как нафс – неудача в Боге. Сердце расположено между двумя этими владыками, и победивший из них покоряет и сердце.

Когда любовь призывает сердце,
Сердце бежит от всего сотворенного.

(Руми)

Сердце – это область всех постижений и совершенства духа; это область, где происходят откровения Богопроявлен-ности различных уровней Сущности. Арабское название сердца, калб (вращение), указывает на его срединное положение между нафсом и духом. Сердце является мостом, связующим их; оно делает проявленным совершенство обоих и, черпая благодать духа, передает ее нафсу.

Чаша, в которой виден весь мир, –
это сердце Совершенного Человека.
Зеркало, отражающее Бога,
и есть на самом деле сердце.

(СГР 3)

Глина Адама обрела пластичность
благодаря росе любви;
Потому в мире появились
сотни бедствий и раздоров.
Скальпель любви
уколол вену духа.
Выступившая капля
была наречена сердцем.

Маджо'д-Дин Багдади

В своем комментарии к Фусус ал-хикам [19] Джа-ми пишет:

"Сердце – это реальность, заключающая в себе реальность материального мира и органы физического восприятия, с одной стороны, а с другой – реальность духовную и свойства нафса ".

В суфийской терминологии сердце – это нематериальная светоносная субстанция, расположенная между духом и нафсом ; субстанция, посредством которой возможно стать (подлинным) человеком. Философы называют эту субстанцию рациональным нафсом, утверждая, что он восседает над животным нафсом. (КФ 1170)

В этом владении
царствует сердце;
На пути к лотосу [20]
порогом служит сердце.

Тело – ничто,
сущность человека – сердце;
«Между двумя пальцами» [21] Бога
обитает Сердце.

Оно может играть роль
и религии, и неверия;
Оно одинаково способно вызывать
и доброту, и злобу.

Вы слышали много раз
историю о джамшидовой чаше [22]

* * *

Знай же, что чаша Джамшида –
это твое сердце,
Что твое сердце является троном
и радости, и печали,

Если ты призван
увидеть мир,
Ты сумеешь увидеть
все, что есть в нем.

(M 140)

Розовый куст души
был посажен в надежде,
что расцветет
роза сердца.

Свернутыми в этом бутоне
были лепестки всего,
Что сотворено,
будь то индивидуальное или всеобщее.

Красота прекрасного –
это признак Его благодати;
Область пространства и времени –
книга Его множественности.

Вселенная и все в ней находящееся,
Как и все, называемое мудростью,
составляющей Его мир,

Теряется в безмерности
области сердца;
Это лишь капля
в сердце, в Красном море.

Как можно измерить то,
Что содержит Бога?

Сердце, расположенное
в завесе тела,
Подвержено жизни и смерти.

Проявленность божественных таинств
и отражение божественного света
Находятся не в физическом сердце,
а в подлинном сердце.

Если бы сердце было просто
сотворено из праха,
Не было бы различия
между сердцем твоим и ослиным.

Долго ли ты будешь похваляться
этим предметом из праха?
Осел тоже извлекает пользу
из этого орудия.

Тот, кто, подобно ослу,
придает ценность этому орудию,
Променял драгоценную жемчужину
на глиняную бусину.

Ты должен покориться тому,
чье сердце подобно океану,
Если хочешь обрести
сердце-жемчуг.

Ты должен разбить свой шатер
рядом с наставником,
Если хочешь обрести
у него сердце.

Твое сердце – это яйцо
прекрасной птицы,
Но нет и следа движения
или полета в нем.

Чтобы оживить его,
заставить его взлететь,
Отдай его наставнику,
который поможет ему вылупиться.

(ХАу 388)





Почему духовное сердце называют сердцем


То сердце, о котором говорят суфии, отлично от одноименного физического органа. Физическое сердце – кусок плоти, расположенный на левой стороне тела под грудной костью. Термин «сердце» используется для обозначения духовного сердца из-за того, что между духовным сердцем и физическим сердцем существует определенное соответствие.

физическое сердце находится в состоянии постоянной перемены, регулируя изменения венозной крови, более грубой в более утонченную артериальную. Духовное сердце также находится в состоянии постоянной перемены, вращаясь между утонченными влияниями духа и грубыми воздействиями нафса. Отсюда возникло арабское название сердца, калб, от корня к-л-б, означающего «вращать» или «переворачивать».

Физическое тело посылает кровь по артериям и получает грубую кровь из вен; этот процесс необходим для очищения человеческой крови. Сходным образом, духовное сердце получает грубые качества нафса и с помощью духа очищает их, изменяя их в духовные черты характера и благоприятствуя оздоровлению человеческой психики. Линия, разграничивающая утонченную реальность психики и грубые свойства нафса проходит на самом деле через сердце.

Физическая жизнь каждого человека связана с его физическим сердцем; если сердцу нанесен ущерб, человек заболевает; если сердце останавливается, он умирает. Точно так же духовная жизнь каждого человека связана с его духовным сердцем; если человек попал под воздействие свойств нафса, у него складывается дурной характер, а если сердце полностью побеждено нафсом, как бы умирая, то у такого человека прекращается и духовная жизнь.

Физическое сердце – область взаимодействия между венами, приносящими грубую кровь, и артериями, несущими утонченную кровь, обогащенную кислородом, которая становится утонченным воздухом легких, дыханием. Духовное сердце, сходным образом, – это область взаимодействия между грубыми силами нафса и возвышенными силами духа, духовным дыханием.

Физическое сердце называют так потому, что оно занимает относительно серединное положение в теле. По той же причине духовное сердце называемо так потому, что в процессе совершенствования человеческой психики оно выполняет свою функцию в срединной точке между нафсом и духом.

Физическое сердце поддерживает непрекращающееся функционирование тела посредством постоянных и самопроизвольных сокращений. Точно так же духовное сердце автоматически регулирует характер и психологические проявления. Физическое сердце управляет физическим телом, тогда как духовное сердце управляет психикой.

Духовное сердце называется калб, так как оно проходит через различные уровни состояний в процессе продвижения к совершенству. Поскольку состояния божественного происхождения и то, чем наделяет Бог, бессчетно, то повороты и продвижения, совершаемые человеком на пути к совершенству, в сочетании с беспредельностью предвечной Красоты и Величия бесконечно разнообразны. (MX 97)

Сердце называется калб, поскольку оно – место проявленности различных аспектов Бога; в нем каждое мгновение открывается новый аспект, когда оно поворачивается (монкалиб) от одного Атрибута к Другому. Оно также движется от аспекта, который сопричастен Богу, к аспекту, который со-причастен творению. Таким образом сердце получает благодать от Бога и передает ее твари. (СГР 4)

Сердце – это место
Богопроявленности:
Как можно называть
сердцем обиталище дьявола?

Пойди и вышвырни собакам
этот материальный объект,
Который ты называешь
сердцем!

Подлинное сердце таково,
что даже в момент катастрофы
Ты не найдешь в нем абсолютно ничего,
кроме Бога.

Нуро'д-Дин Исфараини [23]





Не у каждого есть сердце


Важно отметить, что среди всех сотворенных существ только люди могут обладать духовным сердцем.

С точки зрения развития психики, однако, большинство людей продвинуты не далее, чем уровень материальной природы (таб) или нафса. Лишь немногие достигли в сердце такого духовного уровня, что можно с полным основанием сказать: у них есть сердце.

Согласно Корану: «Поистине, в этом – напоминание тому, у кого есть сердце...» (К.50:37)

О сердце, побудь с кем-нибудь,
кому ведомо сердце;
Ступай под дерево,
на котором свежераспустившиеся цветы

Руми





Живое сердце и мертвое сердце


Сердце – это поле битвы между армиями духа – духовными качествами и похвальным характером, с одной стороны, и армиями нафса – свойствами нафса и предосудительным характером – с другой. Если поле сердца попадает под влияние нафса и его атрибутов, сердце мертвеет; но если поле сердца наполняется духовными и человеческими атрибутами, сердце оживает, а обладатель такого сердца называется сахиб-дел (обладающий сердцем), и он известен как «человек сердца» (ахл-е дел).

Сердца большинства людей находятся в состоянии постоянного колебания между «мертвосердечностью» и «живосердечностью», хотя большинство склоняется к первому и лишь немногие – ко второму.

Кто-то спросил Джунайда, когда сердце действительно умиротворено. Он отвечал: «Когда оно действительно сердце.» (ТА 428)




Не перепутай сердце с нафсом!


Обычные люди подвержены тенденции путать сердце и нафс. Когда кто-то говорит: «Я желаю всем сердцем, чтобы...», то желает не сердце; источник желания – нафс. Когда человек говорит: «это близко» или «не близко моему сердцу», то не сердце, а нафс приемлет или отвергает данный предмет; сердце выше приятия или отвержения.

Когда кто-либо говорит: «чует мое сердце, что-то должно случиться», это указывает на то. что сердце находится под влиянием нафса. Совершенное сердце видит и предвечность, и послевечность; оно не нуждается в предсказаниях или чудотворных способностях.

Сердце «обладателя сердца» лишено желаний. На это указывается в истории о дервише, которого спросили, чего желает его сердце. Он отвечал: «чтобы мое сердце не имело желаний». Произнося свои ежедневные молитвы, Байазид восклицал: «Господь, тебе ведомо, что я желаю!» Именно о таком сердце Пророк сказал: «Сердце верующего зажато между двумя пальцами Милостивого; Он поворачивает его, как пожелает».




Самосознание, бессознательное и сознание сердца


Человечество можно классифицировать на три категории в зависимости от соответствия материальной природе (таб), нафсу и сердцу.

Первая категория – несознающие люди, живущие на психологическом уровне материальной природы и интересующиеся только едой, сном и сексом. Этот тип называют примитивным человеком или дикарем.

Вторая категория -люди самосознающие, те, кто живут на психологическом уровне нафса и обладают всеми описанными выше характеристиками, к которым следует добавить также честолюбие, эгоизм, поиск социального статуса. Все эти качества имеют своим источником самолюбие и эгоцентризм. Этот тип называют цивилизованным человеком.

Третья категория – люди, обладающие сознанием сердца. Это те, кто находятся на психологическом уровне сердца, обретя свободу от эго. Они – избранники, обладатели сердца, перешедшие от интеллектуального осознания к видению реальности объектов; они видят вещи такими, каковы они в действительности.

Говоря исторически, можно поставить знак равенства между тремя категориями, упомянутыми выше, и эпохами, через которые проходит человечество. С этой точки зрения современный период можно рассматривать как период самосознания. Человечеству могут понадобиться столетия, чтобы войти в эпоху сознания сердца и построить обещанный рай на земле. Хотя последнее утверждение – это не более чем лелеемая надежда, оно заслуживает внимания, учитывая постоянную устремленность человеческой психики к совершенству.




Мертвое сердце


Когда Хасана Басри спросили, почему его слова не пробуждают спящие сердца его учеников, он ответил: «Если бы они просто спали – ведь тот, кто спит, проснется от встряски. Но ваши сердца мертвы! Сколько их ни сотрясай, они не пробудятся от сна!» (ТА 33)

Малик Динар сказал: "Я спросил у Хасана, каковы последствия вовлеченности в мирские дела, на что он ответил: «Смерть сердца». Тогда я спросил, что такое «смерть сердца». Он отвечал: "Любовь к мирскому"". (ТА 37)

Харакани сказал: «Всякое сердце, содержащее что-либо, кроме Бога, даже если это одно лишь богослужение, мертвое сердце». (ТА 697)




Пробужденное сердце


Раби'а сказала: «О, дети Адама, нет переходных стадий между оком и Богом и нет доступа к Нему посредством языка; понапрасну напрягает ухо слушающий, а руки и ноги – рулевой, ведущий к замешательству. Эта работа для одного только сердца. Стремись обрести сердце, которое пробуждено, ибо, когда сердце пробуждается, не нужно возлюбленной; ведь пробужденное сердце потеряно в Боге, а тот, кто потерян, не нуждается в возлюбленной. Это исчезновение в Боге». (ТА 81)




Сжатие и расширение сердца


Байазид сказал: «Сжатие сердца происходит при расширении нафса, и наоборот». (ТА 196)




Развращенность сердца


Фодхайл Иадх сказал: «Существуют две привычки, развращающие сердце: избыток сна и переедание». (ТА 99)




Недостаточность присутствия сердца


Ибрахим ибн Адхам сказал: «Дверь закрыта для того сердца, которое не присутствует в следующих трех случаях: когда читается Коран, когда человек предается поминанию (зикр) и когда он совершает молитвы (намаз)». (ТА 112)




Отмирающее сердце


Дхо'н-Нун Мисри сказал: «Существуют четыре симптома при отмирании сердца: человек не ощущает сладостности в богослужении, не боится Бога, не прислушивается к порицанию, не воспринимает знание, которому его учат». (ТА 152)




Постижение Единобытия свойственно сердцу


Знание Единобытия (вахдат-и вуджуд) принадлежит сердцу; не обладающий сердцем не сможет постичь с несомненностью истинное значение Единобытия. Такой человек может лишь имитировать понимание, пользуясь свидетельством познавших.

Сердце познавшего
знает Бытие;
Оно переживает видение
абсолютного Бытия.

(ГР 28)

Сердце как обладание духовностью

Мансур Ибн 'Аммар сказал: «Сердца преданных полностью духовны. Если что-либо мирское входит в такое сердце, то дух, явивший ему благодать, скрывается за завесой». (ТА 408)




Сердце друга Бога как область Божественного таинства


Джунайд сказал: «Сердце друга Бога (вали) – это область Божественного Таинства, и Бог не помещает Свои Таинства в сердце того, кто возлюбил мир». (ТА 438)




Предохранение сердца


Предохранение сердца бывает двух видов: если сердце предохранено посредством Реальности, оно становится предохраняющим, а если оно предохранено Богом, то говорят, что оно предохранено. Таким образом, предохраняющее сердце ведает Реальность, а предохраненное сердце защищено от нерадивости. (ТКК 517)




Сердце указывает дорогу


Абу Бакр Васити сказал: "Все небеса обладают языком хвалы и прославления, но что действительно необходимо, так это сердце, ибо оно является духовной реальностью, свойственной человечеству. Именно сердце затворяет дверь похоти и вожделения, приобретательства и самоволия; оно – твой вожак и наставник. Тебя должен призвать язык сердца, а не язык голоса. Язык человека должен онеметь и говорить должно сердцем, а не наоборот. (ТА 737)

Советчик, это абсурд –
сказать моему сердцу отвергнуть Его!
Я подчиняюсь своему сердцу,
мое сердце не подчиняется мне.

Хилали Джохта'и





Увещеватель сердца


Абу 'Али Рудбари сказал: «У каждой вещи есть свой увещеватель, и у сердца – это стыд». (ТА 757)




Освобожденное состояние сердца


Шибли сказал: «Служение есть освобожденное состояние сердца». (ТА 634)




Духовные реальности сердца


Або'л-Хасан Харакани сказал: «У сердца есть три духовные реальности: исчезновение, благословение и пребывание (в Боге). Состояние исчезновения создает рай на стадии духовной нищеты, состояние благословения – рай на стадии самодостаточности в Боге, а состояние пребывания – рай для Самого Бога». (ТА 708)




Пребывание сердец в Боге


Абу Бакр Васити сказал: «Жизнь и пребывание сердца поддерживаются Богом; более того, это отстраненность от Бога в Боге. До тех пор, пока ты видишь себя принадлежащим Богу, ты являешься дуалистом. Исчезновение исчезновения достигается посредством исчезновения». (ТА 744)




Сердце как волна моря


Або'л-Хасан Харакани сказал: «Нужно видеть свое сердце как волну, волну, исторгающую из своих глубин огненные источники, поглощающие тело. Древо верности дает побеги посреди того, что было поглощено, и на нем взрастает плод постоянного пребывания в Боге. Когда человек вкушает этот плод, его соки пропитывают сердце, проникают его, растворяя человека в своем единстве». (ТА 691)




Сердце познавшего подобно светильнику


Байазид сказал: «Сердце познавшего подобно лампе, вставленной в канделябр, сделанный из зеркал, не имеющих изъяна. Сияние сердца озаряет весь ангельский мир (малакут). Чем тогда сердцу страшна тьма?» (ТА 197)




Сердце постоянно находится в состоянии вращения


Сердце по-арабски называется калб (то, что поворачивается или вращается), потому что оно постоянно поворачивается или вращается, переходя из одного состояния в другое. С каждым поворотом оно обретает новое знание, каждое обретенное знание влечет его в новую реальность, каждая реальность прокладывает путь к постижению Бога. (ТКК 391)

Во всякое мгновение сердце
следует иной доктрине,
Следует по иному пути,
следует иной условности и религии.

Магриби





В сердце отсутствуют желания, направленные на тварный мир


Когда Байазида Вистами попросили объяснить, что такое сердце, он ответил: «Сердце – это то, что не содержит даже ничтожной частицы желания, направленного на тварный мир». (КАМ VIII 232)

Убежище сердца – не место
для связей с другими вещами;
Когда из него изгнан дьявол,
туда вселяются ангелы.

Хафиз





Исцеление сердца


Ибрахим Хаввас сказал: «Существуют пять исцелений для сердца: читать Коран и размышлять о нем, держать желудок пустым, бодрствовать и молиться до утренней зари, общаться с добродетельными». (ТА 608)




Сердце в руках Возлюбленной


Когда Харакани спросили о состоянии его сердца, он ответил: «Сорок лет мое сердце было отсечено от меня». (ТА 697)




Завеса сердца


Ибрахим ибн Адхам сказал: «Из сердца познавшего необходимо убрать три завесы, дабы открылись пред ним врата преуспеяния.

Если бы человек был наделен всем существующим в двух мирах, он бы не возрадовался, поскольку это бы означало радование тварному и указывало бы на то, что человек этот все еще алчен, а алчному не доступно преуспеяние.

Если бы человек обладал всем существующим в двух мирах и у него все это было отобрано, он не стал бы скорбеть об утрате, ибо это было бы признаком скупости, а скупой подвержен наказанию.

Если человека хвалят или порицают, он не будет этим введен в заблуждение, ибо это означало бы низость устремлений, а человек с низкими устремлениями скрыт завесой. Человек должен иметь высокие устремления». (ТА 112)




Сердце познавшего вручено Богу


Раби'а сказала: «Познавший – это тот, кто желает получить у Бога сердце. Когда Бог дает ему сердце, человек тотчас возвращает его, чтобы оно было предохранено в Божьей руке и скрыто от твари в Незримом». (ТА 81)

Мне стали безразличны
мое здоровье и здравый смысл,
С тех пор как сердце вложило свои вожжи
в Твою длань.

Хафиз





Сердце суфия как жилище и место пребывания Любви

Если сердце придет в согласие
с печалью любви,
Оно явится, оседлав
скакуна желания.

Если бы не было сердца,
где бы любовь построила себе жилище?
Если бы не было любви,
зачем нужно было бы сердце?

Са'до'д-дин Хамуйа





Чистота сердца


Або'л-Хэйр Акта' сказал: "Сердце может быть очищено только посредством правильных намерений по отношению к Богу, а тело может быть очищено только посредством служения Друзьям Бога (вали) ".

«В Божьем творении существует фундаментальное различие между одной и другой разновидностями сердца. Одна разновидность служит местом пребывания веры, ее признаком является доброта по отношению ко всем мусульманам, стремление служить им и оказание им помощи в том, что служит их благу. Другая разновидность сердца служит местом пребывания лицемерия, его признаками являются злоба, обман и зависть». (ТА 549)




Неверие сердца


Неверие сердца имеет место в трех случаях:

Во время медитации (моракаба), когда внимание человека отвлекается от существования Бога; это отвлечение делает человека неверным.

Во время общения с Богом, если человек обращается к Богу за чем-то, что не есть Бог, или же говорит о самом себе, он является неверным.

Во время самоанализа (мохасебе), когда человек пытается исправить свое глубинное сознание (сирр), если он занят чем-то другим, кроме Бога, он отделен завесой от света. Поступая так, он ставит Божьи деяния превыше Бога и является неверным. Если человек не в состоянии увидеть первопричину деяний, он – неверующий. (РКР 84)




Широта сердца


Когда сердце человека становится местом проявленности Божественного уровня, оно превращается в зеркало беспредельных Божественных качеств в той степени, которая соответствует способностям и склонностям сердца. Из всех уровней существования лишь сердце Совершенного Человека обладает широтой, позволяющей вместить Божественное Существо, как указывается в предании Пророка (хадис) : «Ни Моя земля, ни Мое небо не объемлют меня, но сердце того, кто предан Мне, содержит Меня». [24]

Сердце – это место проявленности Имени Справедливый (ал-'Адл) и оно обеспечивает поддержание уравновешенности тела, нафса, способностей нафса, и поддержание уравновешенности духа. Из всех уровней существования только сердце соблюдает и внешние, и внутренние повеления, ибо оно представляет собою форму Единства Всеобъемлемости (ахадийат-и джам) между внешним и внутренним. По этой причине сердце стало местом проявленности всех Божественных аспектов. Более того, человек становится всеобъемлющим и совершенным благодаря своему сердцу.

Знай, что на самом деле сердце
и есть Чаша Джамшида;
Каждая вещь, великая или малая,
видна в нем.
Сердце – зеркало Сущности
Величественного;
Божественная красота
видна в сердце того, кто чист.

Бог не умещается
на небесах и на земле;
Знай, что соразмерно Ему
лишь сердце верующего.
Никто не видел предела
владений сердца;
Сердце служит знамением
Божьей всеобъемлемости.

Сердце – место проявленности
Божественных аспектов;
Оно являет аспекты Бога
«такими, каковы они суть». [25]

Являясь мостом между внешним и внутренним, сердце представляет собою сплав противоположностей, о котором говорит Шабистари в Голшан-и раз:

Оба мира соединены
в нем воедино;
Иногда оно становится
Иблисом, а иногда Адамом.

Поскольку человеческое сердце представляет собою проявленность Божественной Всеобъемлемости, реальности всех внешних и внутренних уровней обоих миров равно присутствуют в нем. Все Божественные Имена, составляющие противоположность, будь то Величия или Красоты, проявлены согласно способности сердца. Каждое мгновение сердце являет иную проявленность или аспект, находящийся под контролем этих Имен. В одно мгновение оно может стать Иблисом, когда возобладают Имена Величия, ибо Иблис – это проявленность, свойственная таким именам; в другое время оно может стать Адамом под влиянием Имен Красоты, поскольку в Адаме преобладают Атрибуты Прекрасного, а Имена Величия вытеснены. В результате состояние сердца не является постоянным, так что в каждое мгновение оно демонстрирует иной мир и в каждый момент – иную склонность и иной аспект.

Сотня капищ
в каждом уголке сердца,
В любой его стороне – сто Кааб,
сто мест богослужения.

Иногда оно воспаряет
в высший мир,
А иногда его стадия низменна.
Иногда оно независимо,
а иногда подвержено влияниям;
Иногда оно в Единении,
а иногда в разлуке.

Иногда оно становится ангелом,
а иногда – злобным дьяволом;
Иногда оно – интеллект,
а иногда оно полностью – нафс.

(СГР 118)

Являющая мир чаша –
сердце Совершенного Человека;
Зеркало, отражающее Бога,
и есть на самом деле это сердце.
Сердце – сокровищница,
хранящая Божественные тайны;
Ищи назначение обоих миров
посредством сердца, ибо в этом
его смысл.

(СГР 3)

Широта сердца бывает трех видов:

Широта знания, которое есть постижение Бога. Из всего существующего ничто не знает деяний Бога так, как их знает сердце. И хотя каждое существо знает своего Господа в той или иной форме, лишь сердце знает Его полностью.

Широта видения, связанная с откровением, благодаря которому сердце становится осведомленным о добродетелях Божественной Красоты. Сердце испытывает Божественные Имена и Атрибуты посредством видения. Таково положение познавших.

Широта «наместничества», связанная с воплощением Божественных Имен и Атрибутов [26] пока, наконец, сердце не начнет ощущать свою сущность как Божественную Сущность. Тогда личностная определенность искателя становится определенностью Божественного Лика (ховийат). Будучи наместником Бога, он обладает властью над миром. Такова ситуация достигших осуществления. (КФ 1171)

Влюбленный обладает сердцем, не скованным предопределенностью (та'аййон), будучи той почвой, на которой воздвигаются купола Мощи, а также местом слияния океанов Незримого и зримого. Устремления сердца так велики, что:

Если оно выпьет тысячу морей
вина чашу за чашей,
Оно все равно возжаждет
еще и еще вина.

Соответственно сердце обладает такой широтой, что целая Вселенная не могла бы его вместить; вся Вселенная исчезла бы, охваченная им, подобно бесконечно малой песчинке. Оно разбивает шатер целостности (фарданийат) при дворе исключительности (вахданийат) и строит дворец Божественного царствования. Оно вершит там свои деяния – раскручивается и закручивается, сжимается и расширяется, колеблется и уравновешивается.

Сжимаясь,
сердце прячет то, чему дало ход;
Расширяясь,
оно возвращает то, что спрятало.

Я поражен тем, что Изваяние, чья красота
такова, что ее не вместит мир,
Может занять постоянное место
в моем крохотном сердце.

О широте своего собственного сердца Байазид сказал: «Если бы Престол и все, что он содержит, было помещено в уголок сердца познавшего, он бы этого не почувствовал».

Сердце Байазида было именно таким, и потому он все видел как Вечное. Отсюда и возникло его экстатическое восклицание: «Слава мне!»

Джунайд сказал: «Когда к Вечному присоединяется преходящее, от преходящего не остается ничего». (Лм 36)




Видение и наитие сердца


Всякий раз, когда сердце очищается от воздействий и завес нафса, оно видит ангельский мир (малакут). Ему открываются различные степени Незримого и таинства этой сферы. Как провозгласил Пророк: «Если бы в сердцах людей не сновали бесы, люди узрели бы небесный ангельский мир». Это лишь начало видения сердца. Когда оно поднимается выше, ему открывается лучезарность Божественных Атрибутов; это свидетельство (мошахада) Атрибутов. Когда 'Али ибн Аби Талиба спросили, видел ли он Бога, он отвечал: «Как бы я мог поклоняться тому, кого не видел? Глаза не могут видеть Его через непосредственное откровение (в мире), но сердце видит Его при помощи реальности веры».

Согласно Корану, «Сердце не лжет в том, что оно видит». (К.53:11) [27]

Наставники говорили, что видение сердца – это видение того, что таится позади завес Незримого, это видение при помощи светочей уверенности и реальностей веры.

Пророк провозгласил: «Поклоняйтесь Богу, как будто вы видите Его; ибо, даже если вы не видите Его, Он видит вас».

Познавший сказал: «Видение сердце представляет собою встречу сердца с Богопроявленностью, происходящую по мере того, как путник отбрасывает все условности». (МА 125)

Око сердца сфокусировано с несомненностью и подлинностью веры на последствиях деяний Незримого. Реальность этого видения возникает благодаря встрече между оком духа, красотой области власти (джабарут) и ангельским миром (малакут). Согласно Корану, «Сердце не лжет в том, что оно видит». (К.53:11)




Постижение сердца


Постижение атрибутов сердца, как и их описание, затруднительно по причине постоянного кружения (такаллоб) сердца, проходящего через изменяющиеся состояния и степени, ведущие к совершенству. Вот почему сердце называется калб(то, что кружится) [28]. Состояния-это божественные дары, число которых бесконечно. Потому бесчисленны кружения и продвижения сердца через степени, ведущие к совершенству, и стадии предвечной Красоты и Величия. Соответственно его атрибуты и состояния не могут быть ограничены рамками чисел или определены количественно. Говорящий в терминах перечисления и ограничения, если действительно поразмыслит над данным предметом, узнает, что ему удалось выяснить лишь определенность (та'аййон) рамок восприятия и понимания, ограниченных способностями человека.

Тысячи ныряльщиков погружались в океан постижения сердца, но ни один из них не достиг дна и не узнал его чудеса и дива. Те, кому повстречались его следы, ничего в них не поняли и не оценили истинную ценность жемчуга, попавшего в их руки.

'Али ибн Суфи сказал: «Каждый охотно говорит о сердце; если бы удалось мне найти кого-нибудь, кто, описав для меня сердце, мог бы сказать, что это такое».

Далее человеку следует знать, что когда он говорит о сердце, то имеет в виду нечто, приведшее в движение цикл существования, посредством чего достигается совершенство. Более того, в нем соединяются таинства предвечности и послевечности. Тот, кто заглянет в него, обретет в конце концов видение. Красота и величие лика Сущего явлены ему. Престол Милостивого, стадия Корана и Мерила (форкан), срединный мир между Незримым и видимым, дух, нафс, слияние морей области владычества (мулк) и ангельского мира, зрящий и зримый Владыкой, любящий и возлюбленный Бога, носитель и носимое таинства поручения (аманат), данного Богом человеку. Божественная Благодать – все это является атрибутами сердца.

Смысл бракосочетания между духом и нафсом в том, чтобы породить сердце. Цель отношений между областью царственности и ангельским миром состоит в том, чтобы обеспечить пространство, где сердце могло бы внимать, и место для его созерцательных видений (шохуд). Оно обретает свою овеществленную форму у самой любви, и его наития освещены светом свидетельства (мошахада). Когда нафс был разлучен с духом, между ними возникли любовь и раздоры; затем из соития этих двух родилась оформленность сердца. Оно возникло в качестве барьера между морем духа и морем нафса, стоящего в точке их встречи. В случае возникновения угрозы, что эти двое устремятся друг на друга, оно это предотвратит. Согласно Корану: «Между ними преграда, через которую они не устремятся». (К.55:20)

Оформленность сердца возникла благодаря самой любви, так что везде, где оно замечает любые признаки красоты, оно к ним льнет. Сердце никогда не бывает без объекта созерцания, предмета любви или Возлюбленного. Само его существование основано на любви, а любовь существует благодаря ему. В человеческом бытии сердце служит образом престола Милостивого. Престол- большее сердце макрокосма, тогда как сердце- меньший Престол микрокосма. Все сердца принадлежат к категории престола точно так же, как индивидуальные духи принадлежат Верховному Духу, а индивидуальные нафсы – Мировой Душе.

Как и Престол, сердце имеет форму и реальность. Форма сердца – кусок плоти, расположенный на левой стороне груди и имеющий сходство с конусом ели. Его реальностью является Божественная утонченность, упомянутая выше. Между этой реальностью и формой сердца располагаются рациональный нафс (нафс-и натика) и животный дух, ибо реальность сердца – чистая утонченность, а его форма – абсолютная грубость и не может быть никаких отношений между его абсолютной утонченностью и абсолютной грубостью. Рациональная душа и животный дух имеют два аспекта, один повернут к сфере утонченности, а другой – к сфере грубости. Они располагаются между внешней формой сердца и его внутренней реальностью, так что каждый предмет, созидаемый реальностью сердца, вначале достигает души, которая его приемлет посредством своего утонченного аспекта и передает его животному духу при помощи грубого аспекта. Аналогичным образом животный дух приемлет каждый объект через свой утонченный аспект и передает его форме сердца через грубый аспект, а оттуда он поступает в каждый уголок тела.

Эманация благодати милости, истекающая с уровня Божественности, выплескивается во внутреннюю реальность Престола, где она достигает носителей Престола; посредством этого она соединяется с формой самого Престола, откуда переходит в сферу незримого. Внешняя форма Престола связана с его реальностью, так что каждая эманация благодати из этой реальности достигает сферы видимого. Вначале она достигает его формы, из которой продолжает проникать в другие тела. Форма сердца связана с его реальностью таким же образом. Все сердца получают благодать от Престола. Реальность сердца проистекает из реальности Престола, а его форма – из формы Престола. Это происходит, когда сердце встречает Престол благодаря сосредоточению внимания на Боге. Престол (Трон) более великолепен, чем любое сотворенное существо. Коран указывает на его великолепие в следующих словах: «...ведь Он – Господь великого трона!» (К.9:129). (MX 97)

Сравнение между нафсом и сердцем

Нафс желает множественности, а сердце – единства.

Для познавшего нафс – это привратник сердца, стоящий на страже и несущий службу, тогда как сердце – это место присутствия, носитель господства и министр владычества.

Нафс отсутствует по отношению к Богу, а сердце присутствует в Нем.

Занятие нафса – ощущать удовольствие. Поскольку сердце пребывает в состоянии присутствия, ему не дозволено желать тварное. Пока нафс не отсечен от тварного бытия, он не может быть очищен, ибо Бог чист и любит чистоту.




Сердце как граница между единством и множественностью


Сердце – поле битвы между Единством и множественностью, где две упомянутые силы сражаются за преобладание на этом поле. Если оно загрязнено множественностью, то оскверняется, а подпадая под влияние Единства, становится чистым.

Руми выразил эту мысль особенно красноречиво:

Бог сказал:
"Мое внимание – на сердце,
А не на форме,
которая просто вода и глина ".
Ты говоришь: "И у меня тоже
есть сердце ".
Сердце находится над
Троном, а не под ним.
В темной глине, наверняка,
есть также и вода,
Но не подобает совершать
омовение этой водой,
Пусть это и вода,
но в ней преобладает глина.
Так что не говори о своем сердце
«и это тоже сердце».
Сердце более вознесено,
чем небеса,
И принадлежит друзьям Бога
или пророкам.
Оно полностью развито
и стало совершенным.
Оно покинуло глину
и пришло к морю;
Освободившись из тюрьмы глины,
оно стало морем.
Наша вода все еще заключена
в тюрьме глины –
О, Море Милости,
вызволи нас из глины!
Море говорит: "Я затягиваю
тебя в себя,
Но ты продолжаешь претендовать
на то, что являешься свежей водой.
Твоя претензия удерживает тебя;
откажись от
Этой мысли и приди
ко мне.
Вода в глине тела
стремится влиться в море,
Но глина тормозит ее продвижение
и тащит ее назад.

(ММ III 2244-2254)





Сравнение интеллекта и сердца


Посредством Божественного кружения (такаллоб) сердце вращается через наития, атрибуты и состояния. В связи с этим можно сказать, что сердце вращаемо (таклиб) наитиями, поскольку оно поворачивается, подвергаясь изменениям формы и атрибутов. Согласно Корану «Поистине, в этом – напоминание тому, у кого есть сердце...» (К.50:37). Указание здесь на сердце, а не на интеллект. Тесно связанный с концепциями индивида, интеллект ограничен пониманием и потому ограничивает Божьи повеления, которым нельзя положить предела. Этим он противоположен сердцу, являющемуся местом Богопроявленности. Сердце, вращаемое формами этих теофаний, вспоминает то, что забыло. Сердце здесь вспоминает то, чем обладало прежде, до того как появилось в физическом обличий, и утратило с той поры. Как утверждает Пророк: «Мудрость – это единственная цель верующего».

Следует иметь в виду, что между сердцем (калб), приятием (кабул) и способностью (кабилийат) существует и духовное, и анаграмматическое соответствие. Дух связан со способностью к приятию форм всех теофаний. Анаграмматическое соответствие заключается в том, что если корни слов калб (сердце) и кабил (способность) переставить, они становятся взаимозаменяемыми, отражая отношение между ними. Если мы читаем термин калб как таклиб (переворачивать), производное от того же арабского корня к-л-б, то переворачивание становится приятием (кабул, корень к-б-л ) и способностью (кабилийат, также корень к-б-л ).

Далее 'акл (интеллект) – это слово, подразумевающее связывание, связь или привязывание, предварительным условием чего является ограничение. Реальность поминания (зикр) посредством Бога и в Боге свободна от любого ограничения и несоразмерна интеллекту. Ситуация такова, что эта ограниченность или связанность ранее всего появилась в Первичном Интеллекте (акл-и аввал), где она постигла свет теофаний Абсолюта посредством своей собственной ограниченной склонности или способности. Для того, чтобы таинство стало проявлено, существует установленный Богом предел. Реальность интеллекта, таким образом, есть ограниченность свечений Абсолюта. Бог сказал Первичному Интеллекту: «Пиши!» Иными словами, сказал, что он должен установить пределы и собирать знания о Боге, явленные в творении, до дня Воскрешения. Это есть ограниченность, ведущая к высшей ограниченности. Приятие всех теофаний возможно только для сущностной реальности человеческого рода, которая является всеобъемлемостью единства и совершенна от предвечности до послевечности. Это на самом деле есть сердце Существа Бога и смысл, стоящий за любыми поминаниями (зикр). (НН 204-5)




Сравнение сердца и Престола


Пророк провозгласил: " Сердце верующего есть Престол (трон) Милосердного" [29]. Следует иметь в виду, что точно так же, как во Вселенной Престол есть место проявленности Имени, «Милосердный» – «Милосердный – Он утвердился на троне» (К.20:5) – так и человеческое сердце, укорененное во внутреннем бытии человека, равным образом проявляет имя Милосердный. Каждое мгновение Бог проявляет себя в сердце верующего иным образом. Проявления Божественного совершенства, однако, более часто появляются в сердце, чем на уровне Престола, являющегося мостом между Незримым и видимым; оно одно объемлет веления обоих миров. Сердце, таким образом, есть Высший Престол ('арши-и а'зам).

Как указывается в изречении: «Сердце верующего зажато между двумя пальцами (а именно, Красоты и Величия) Милостивого; Он поворачивает его, как пожелает», сердце, как и Престол, постоянно пребывает в движении.

Ранг Божественности постоянно стремится проявить себя и делает это посредством Красоты и Величия, которые служат и внутренними и внешними проявлениями того, что «каждый день Он за делом» (К. 55:29). Постоянное движение возникает из этого желания проявиться посредством различных божественных и духовных реальностей (ма'на). (СГР 169-70)

Сердце мое – Престол правления
Божественной Сущности,
Так же, как Преславный Престол –
это Трон Милосердного.

Магриби





Сравнение сердца и рациональной души


Сердце есть оформленный уровень Единства (вахидийат), а Дух – Единственности (ахадийат). [30] Если рациональная душа (нафс-и натика) достигла сущностного постижения Бога, ее называют духом и считают эквивалентом Первичного Интеллекта. Если же она воспринимает посредством различения, ее называют сердцем и считают эквивалентом Вселенской Души (нафс-и коллийа). (РСх II 197)

Свидетельствующее, беспорочное и кающееся сердце

Джорайр Багдади, видный гностик, сказал: "Существуют три категории сердца: свидетельствующее (шахид), беспорочное (салим) и кающееся (сокрушенное) (мониб) ".

Кающееся сердце у того, кто «боится Милосердного втайне и приходит с сердцем обращающимся (кающимся)» (К.50:33). Всякий верующий, который богобоязнен, осознает свои прегрешения и обращается к своему Господу, обладает кающимся сердцем.

Свидетельствующее сердце описывается в следующих терминах: «Поистине, в этом – напоминание тому, у кого есть сердце или кто преклонил слух и сам присутствует (свидетельствует)» (К.50:37). Здесь содержится указание на то, что послание, данное Богом, и врата, Им отворенные, представляют собою Божественное напоминание: преданный обладает сердцем и ухом, слышащим, что сие сердце свидетельствует Его.

Беспорочное сердце – это такое сердце, о котором говорится в стихе: «...тех, кто придет к Аллаху с беспорочным сердцем» (К.26:89). Счастлив тот, у кого беспорочное сердце! – Сердце, очищенное от сомнения, постоянно пребывающее в Боге, независимое от мира и творения и освобожденное от того, что не есть Бог.

Беспорочное сердце приемлет всё, что ему выпадает, и довольствуется этим. Что касается кающегося сердце, то оно – кладовая боли. Оно ничего не приемлет и не довольствуется даже и богатейшим облачением. Беспорочным сердцем обладает человек на стадии благодати, а кающимся сердцем – на стадии ограниченности. Те, у кого кающееся сердце, подвержены боли на Пути; они погрузились в глубины моря духовной нищеты и потеряны для всего. Если даже украсить кающееся сердце роскошнейшими из одеяний, существующих в двух мирах, оно с каждым мгновением будет ощущать себя все более нагим. Если бы вся Вселенная превратилась в пиршество, устроенное для кающегося сердца, оно бы с презрением отвергло великолепное угощение, даже не прикоснувшись к нему. (КАМ VII 128)




Аспекты сердца


То, что сердце обширнее, чем Божье милосердие, достойно удивления и заслуживает размышления. Человеку, полностью понявшему это, следует использовать данное понимание для всего, что такого понимания достойно.

Необходимо помнить, что сердце обладает пятью аспектами: тот, который повернут лицом к лику Бога, и между ними нет посредников. Тот, который близок к сфере духов и получает от своего Господа то, на что способен, посредством духов. Тот, который свойствен сфере воображения и извлекает из нее пользу в той степени, в какой он поддерживает связь со стадией Всеобъемлемости ( джам' ); указанная польза состоит в уравновешивании его устроения и характера, в упорядочивании его состояний, сил, присутствия и постижения. Тот аспект, который находится на уровне сферы видимого и свойствен Именам внешнее ( аз-захир ) и Последнее ( ал-Акхар ). И наконец, аспект всеобъемлемости ( джами' ), который соответствует Единству Всеобъемлемости ( ахадийат-и джам' ), будучи уровнем, идущим вслед за уровнем Божественности ( ховийат ) и характеризуемый первичностью, предельностью внешнего и внутреннего. У каждого аспекта есть свое место для манифестации в человеческом мире. Формой Всеобъемлемости сердца и бытия ( воджуд ) является Пророк, ибо его стадия есть центральная точка в круге существования. Пять аспектов Пророка соответствуют каждой сфере, плану или уровню, будучи соединенными с повелениями соответствующих сфер, и они проявляют свойства, о которых было сказано выше. (НН 200)




Разновидности сердца


Пророк утверждает: «Существуют четыре разновидности сердца: чистое, просветленное сердце, в котором был зажжен светильник, и это сердце верующего; черное, перевернутое сердце, принадлежащее неверующему; подвешенное сердце, колеблющееся между неверием и верой – сердце лицемера; двуличное сердце, у которого одна сторона повернута к области веры, а другая – к неверию. Поддержка для веры приходит в трудную минуту из сферы святости и набожности, подобно тому, как растение очищается посредством воды, тогда как неверие подстрекаемо сферой злобности подобно гною, усугубляющему язву. В конце концов то, что возобладало, управляет сердцем».

Различие между этими четырьмя видами сердца возникает потому, что сердце, будучи плодом и духа, и нафса, влекомо в разные стороны. Дух желает вытянуть нафс в собственную сферу, и наоборот, так что они постоянно сражаются друг с другом. Иногда довлеет дух, извлекая нафс из его низкого месторасположения в высшие духовные сферы. Иногда преобладает нафс, совлекая дух вниз с высот совершенства в бездну заблуждения. Сердце всегда следует за тем, кто возобладал, пока бытие человека не укоренится полностью в одном или другом. Там же тогда обосновывается и сердце.

Эта ситуация связана с регулярными переходами от блаженства к страданию. Если возникают послевечное блаженство и предвечное благоволение, дух становится сильнее, преодолевая нафс и его армию; в результате дух освобождается от борения. Дух восходит из низшей точки творения в высшую точку Вечности, полностью отвергая нафс и сердце, и поворачивается к свидетельству (мошахада) сферы Величия. Более того, сердце, следуя за духом, продвигается со стадии сердца, где требуется поворачивание (такаллоб), на стадию духа и укореняется там, где укоренился дух, подобно тому, как дитя следует за отцом. Тогда нафс, как чадо, следующее за родителем, выходит из того места, где обосновался, то есть области материальной природы, и переходит на стадию сердца.

Таково сердце верующего, в коем нет и крохи многобожия или неверия. Не дай Бог, чтобы ситуация переменилась на противоположную и последствия предвечного страдания и несчастия возобладали, сбивая дух с пути и способствуя тому, чтобы нафс набирал силу. Сердце тогда совлекает дух в свою собственную сферу; дух спускается из своей области в месторасположение сердца; сердце же переходит из своей собственной сферы в месторасположение нафса, а нафс спускается и укореняется в материальной природе. Такое сердце становится сердцем неверующего; оно перевернуто и погрузилось во мрак неверия. Если помощь не приходит ни с одной, ни с другой стороны, а растяжение в обе стороны продолжается и сторона нафса при этом сильна, то сердце колеблется, находясь посередине, хотя и склоняется к нафсу. Таково сердце лицемера. Если сторона духа сильнее или же притяжение с обеих сторон равно, сердце тогда склонется к духу или же безучастно по отношению к обеим сторонам, так что в нем сосуществуют и вера, и неверие. Таково двуличное сердце, где одна сторона верует, а другая -лицемерна. (MX 99)

Хатим Асамм сказал: "Сердце бывает пяти разновидностей: то, которое мертво; то, которое больно; то, которое нерадиво; то, которое имеет завесу; и то, которое беспорочно. Мертвое сердце – у неверующего, больное – у грешника, нерадивое – у непреуспевшего, имеющее завесу – у творящего зло: 'И сказали они: «Сердца наши ожесточились» (К.2:88)' [31], а беспорочное сердце пробуждено, и верша свои дела, погружено в преданность и страшится Великого Владыки". (ТА 301)

Сари Сакати сказал: «Твой язык вмешивается в дела твоего сердца, а твое лицо – зеркало сердца. На твоем лице проявляется то, что у тебя в сердце».

Он также сказал: «Существуют три вида сердца: подобное горе, которую невозможно сдвинуть; подобное дереву, корни которого крепки, но их может время от времени сотрясать ветер; и подобное перышку, которое летит туда, куда дунет ветерок».

Он далее сказал: «Сердца праведных соединены с оконченностью, а тех, кто близок Богу – с первенством». Иными словами, добродетели праведных – пороки для тех, кто близок к Богу, в том смысле, что добродетели становятся пороками, когда человек посредством их получает удовлетворение. Ведь то, что удовлетворяет, задерживает развитие.

Праведны те, кто укоренил себя в щедротах небес, как указывается в кораническом стихе: «Ведь праведники, конечно, в благодати!» (К.83:13). Их сердца, следовательно, будут соединены с оконченностью. С другой стороны, глаза продвинутых, близких Богу, сосредоточены на предвечности. Посему они никогда не согласятся на что-либо меньшее, чем то, чего они фактически никогда не достигнут. И в силу того, что они ничего не приемлют, их приходится тащить на небеса в кандалах. (ТА 338)




Духовные уровни сердца


Сердце состоит из семи духовных уровней: грудь (садр), собственно сердце (калб), место любви к творению, место видения, место любви к Богу, сердцевина сердца (совайда) и сокровенная сердцевина сердца (махджато'л-калб).



I. Грудь

Первый духовный уровень сердца называют грудью (садр), он разграничивает нафс и сердце. Некоторые полагают, что грудь соединена с нафсом, называя ее также «пониманием» (ру'). Этого взгляда придерживается Баба Роха Ширази, когда он говорит: «Термин 'понимание' обычно обозначает нафс». В суфийской терминологии, следуя одному из направлений суфийской мысли, именно этот наиболее близкий к сердцу аспект нафса обозначается термином «грудь». (НК 35)

В одном из направлений считается, что грудь соответствует уровню сердца. Примером тому Наджмо'д-Дин Рази, писавший:

Первый духовный уровень сердца обозначается термином «грудь» и представляет собою золотую жилу сокровищ ислама, как указывается в кораническом стихе: «Разве ж тот, грудь которого Аллах расширил для ислама и он обладает светом от своего Господа» (К.39:22). Всякий раз, когда человек отворачивается от света ислама, это возобладала жила тьмы и неверия, как сказано в стихе: «...тот, кто открыл неверию свою грудь» (К. 16:106). Это место сатанинских искушений и соблазнов нафса, который «наущает груди людей» (К. 114:5). Будучи лишь внешней оболочкой сердца, эта часть сердца является той завесой, которая не более чем место искушений Сатаны и соблазнов нафса, не способных проникнуть во внутреннюю часть сердца, ибо она – Божья сокровищница и небесный свод Божественных Атрибутов. Искушения не имеют туда доступа, поскольку «И охранили Мы их от всякого сатаны» (К15:17).(МИ195)

Было сказано, что грудь для сердца – это то же, что белок глаза для зрачка. Это место, сквозь которое проникают искушения, мор, похоть, желания и нужды, поскольку оно является областью, где предводительствует приказывающий нафс (нафс-и аммара). Это также место, где слышны Божьи повеления и послания. Оно называется грудью, садр (передняя часть), поскольку заграждает сердце, и на эту часть тела наталкиваешься раньше всего.

Когда Ибн 'Ату' спросили, каким образом можно обрести здравость сердца, он отвечал: «Обретя вначале пробужденность посредством истины несомненности (хакко'л-йакин), которая есть Коран. В результате человек будет наделен знанием несомненности ('ил-мо'л-йакин), после чего будет явлено видение несомненности ('айно'л-йакин) и придет здравость сердца. Признаком этого является приятие Божьего предопределения; посылает ли Бог кару или любовь, человек видит в Нем Сберегателя и Хранителя, никогда не обвиняя Его и не протестуя». (ЛТ 226)

Когда-то было приятие
в завесе моего сердца, но теперь оно ушло;
Любовь подожгла помост,
на котором прежде располагалось приятие.

(ММ VI 4161)


II. Сердце как таковое

Собственно сердце, второй духовный уровень сердца, есть источник всякой веры, как указано в стихе:

«У этих написал Аллах в их сердцах веру» (К.58:22).

Это также область света интеллекта: «...чтобы у них оказались сердца, которыми они разумеют...» (К.22:46) и месторасположение наития: «Ведь не слепы взоры, а слепы сердца, которые в груди» (К.22:46). (МИ 196)

О сердце говорят, что оно в груди подобно черноте зрачка посреди глазного белка. Это местонахождение покорности (хошу') , чистоты, любви, довольства, несомненности, страха, надежды, терпения и удовлетворения самодостаточности. Это местонахождение также является источником принципов познания. Сердце для груди – что вода для пруда. Сердце – это корень, или принцип, а грудь – ветвь, или результат.

В кораническом стихе, где Моисей говорит: «Господь, расширь мне грудь» (К.20:25), Моисей хочет, чтобы отверзлась завеса груди, а не самого сердца, поскольку сжатие воздействует на грудь, не на сердце. Грудь – это одно, а сердце – другое. Грудь получает сведения, тогда как сердце зрит. Грудь испытывает благоговейный трепет; но как может подвергнуться сжатию сердце, когда оно возрадовалось свидетельству (мошахада) постоянной близости (к Богу), наслаждению видения и плодам свидетельства? (KAMIV134)



III. Область любви к творению

Область любви к творению (шагхаф) [32] есть источник добротолюбия, любви и сострадания к тварным существам, как указывается в стихе: «Он (Иосиф) наполнил ее сердце любовью» (К. 12:30). Любовь к сотворенному соответствует месторасположению любви к созданию (шагхаф). (МИ 196)

Исмаил Хакки Брусави, автор толкований Корана Рух ал-байан , меняет местами общепринятую последовательность месторасположений любви к созданию и видения, полагая, что это соответственно четвертый и третий духовный уровень сердца. Он пишет:

Третий слой есть область видения, будучи шатром свидетельства (мошахада) Бога, как указывается в кораническом стихе: «Сердце (ему) не солгало в том, что он видел» (К.53:11). Четвертый слой – это область любви к созданию, заключающая в себя стадию любви (ишк), как указывается в стихе: «Он (Иосиф) наполнил ее (Золейхи) сердце любовью». (К. 12:30)

Когда Господь Миров желает привлечь добычу, пойманную арканом благодати, на путь религии, Он прежде всего бросает взгляд на грудь добычи, чтобы очистить ее от страстей и ухищрений (бид'ат) , и делает прямыми ее шаги по дороге обычая (сунна). Затем Он бросает взгляд на сердце добычи, очищая его от мирского и от качеств, заслуживающих порицания, таких, как самомнение, зависть, высокомерие, лицемерие, жадность, злобность и безрассудность, и направляет ее по пути добродетели. Затем Он бросает взгляд на видение добычи, отчуждая ее от тварного мира и привязанностей, открывая в сердце око познания и мудрости и одаряя ее Светом Своего наставничества. В Коране утверждается, что «он обладает светом от своего Господа» (К.39:22). Затем Бог бросает взгляд на любовь (Своей) добычи к тварному, отчуждая ее от материального и направляя ее стопы к тропе исчезновения. (РБ VIII 97)



IV. Область видения

Четвертый духовный уровень сердца называется областью видения. Это источник свидетельства (мошахада) и месторасположение видений (ро'йат), как указывается в кораническом стихе: «Сердце (ему) не солгало в том, что он видел» (К.53:11).

Пророк провозгласил: «Я узрел своего Господа».

Познавший сказал: «Область видения пристально созерцает лишь Сущность». (МА 221)



V. Область любви к Богу

Область любви к Богу (хаббато'л-калб) есть источник добротолюбия (мохаббат), исходящего из сферы Божественного (илахийат). Такая любовь свойственна истинно избранным и не может содержать любви ни к одному сотворенному существу. (МИ 196)



VI. Сердцевина сердца

Сердцевина сердца (совайда) есть источник откровений в форме видений (мокашафа) Незримого и Божественного Предсущностного Постижения ('илм-и ладунни) , а также источник мудрости, сокровищница Божественных Таинств и месторасположение знания Имен, как указывается в кораническом стихе: «И научил Он Адама всем именам» (К.2:31). В сердцевине сердца раскрываются такие виды постижения, в которых отказано ангелам. (МИ 197)



VII. Сокровенная сердцевина сердца

Сокровенная сердцевина сердца (махджато'л-калб) – источник светочей богооткровения атрибутов Божественности (илахийат). Таинство «Мы почтили сынов Адама» (К. 17:70) – это такого рода почесть (карамат), которая не была оказана ни одному другому существу. (МИ 197)

Некоторые суфийские наставники полагают, что духовный уровень сердца имеет четвероякий характер: грудь (садр), собственно сердце, область видения и область видения Бога (лубб). Об области видения Бога они говорят, что это – источник приверженности Божественному Единству (таухид), как указано в кораническом стихе: «Поистине, в этом-напоминание для обладающих разумом!» (К.39:21). Они прибавляют. что местонахождение области любви к Богу – внутри области видения, как способность к зрению находится в глазу.

Сердце имеет пять пластов: грудь как место обета верности исламу; само сердце как место света веры; область видения как место Божьего внимания; глубинное сознание (сирр) как хранилище сокровища искренности и область любви к творению как стадия Любви. (КАМ V 59)




Сны и видения, имеющие отношение к сердцу


На стадии сердца появляются различные олицетворения духа, чистоты, света и свечения. Врожденные добродетели и похвальные качества являют себя в виде богатых месторождений и редких драгоценных камней. Например, если человек видит серебро, это символизирует правдивость; если золото – искренность; если жемчуг – реальность Божественного Единства; если рубины – божественную мудрость и истинную любовь; если янтарь – знание звезд и плоды добротолюбия; если кристалл -мудрость материальной природы и поэтическое красноречие; если изумруд- целомудрие; если лазурит – добродетельность и благочестие; если сердолик – храбрость; если желтый янтарь – самоуничижение; если железо и сталь – внутреннюю силу; если магнетит – добротолюбие и достоинство; если алмазы -твердость и проницательность сердца (фирасат), усердность в размышлении и рвение; если стекло – добросердечность, восприятие света теофании и опьяненность; если медный купорос- тонкость понимания и чистоту ума; если везоаровый камень – покаяние и раскаяние; если золото – красноречие, мистическое постижение и чудотворство; если яшма – выносливость, способность переносить аскетическую дисциплину, нетерпимость к самомнению и внутреннюю устойчивость; если фарфор – постижение несомненности и источник видимой реальности ('ийан): если корунд – постоянство; если окалина свинца – удовлетворенность достаточностью (кана'ат) и отвержение вожделения.

Нет необходимости ограничивать черты характера символикой минералов, или наоборот. В большинстве случаев рубин, сапфир и сердолик символизируют сердце; желтый янтарь – глубинное сознание (сирр); крашеное стекло – духовные уровни сердца; чеканное серебро – популярность и славу; золото – достоинство, устойчивость и величие. На духовном уровне собственно сердца, на ранних его стадиях, появляется просветленность под видом обыденных предметов огненной природы, как свечи, лампы, канделябры, «волшебные фонари», факелы, утилитарные формы огня, как, например, для приготовления пищи, но без дыма и копоти; все это – огонь голода или аскетической дисциплины, или поминания (зикр), устремленности, любви, экстаза и тому подобное.

Далее свеча символизирует воздействие света шариата, лампа – воздействие света духовного Пути (тарикат) или высших зримых объектов светоносной природы, таких, как неподвижные звезды, луна и обычные звезды. С увеличением чистоты аскетической дисциплины свет сердца становится все более видимым, обретая красноватый оттенок. В это же время человек наблюдает не утаенную чистоту свечи, лампы, огня и звезды. Накал этого света зависит от способности, склонности, относительной силы или слабости внутреннего склада, здравости или болезненности ума путника, рассеянности сознания.

Когда путник становится человеком чистоты и видения, он свидетельствует свет богослужения и преданности и обладает похвальными качествами и атрибутами. Таков свет людей омовения, молитвы, поминания, поста, уплаты налогов в пользу бедных (закат) , паломничества (хаджж), чтения Корана, говорящих «Бог велик!» (Аллахо акбар) , говорящих: «Нет божества, кроме Бога» (Ла илаха илла'ллах) , превозносящих Божье Имя, говорящих «Хвала Господу» (ал-хамдо ли'ллах), других форм служения, выполнения поручения (аманат) , аскетизма, упования на Бога (таваккол), удовлетворенности, устремленности, узнавших вкус любви, добротолюбия, искренности и других духовных качеств и атрибутов, проявляющихся таким образом, что каждое излучение света видно как отличное от любого другого. (РН 161)




Очищение сердца посредством закона Пути


Согласно Корану: «Поистине, в этом – напоминание тому, у кого есть сердце или кто преклонил слух и сам присутствует!» (К.50:37)

Пророк утверждает: «Поистине, в человеческом теле есть кусок плоти, который, будучи умиротворен, приносит умиротворение остальному телу, а когда осквернен, оскверняет остальное тело; и это – сердце».

У человеческого сердца один лик повернут к сфере духовности, а другой – к сфере телесности. Сердце содержит и материальную, и эфирную сферы и распространяет Божественную благодать, полученную от духа.

Сердце в микрокосме подобно Престолу в макрокосме. Сердце, однако, обладает определенными свойствами, которых нет у Престола, а именно: получая благодать, излучаемую духом, сердце осознает это, а Престол – нет. Происходит это потому, что благодать, эманирующая от духа к сердцу, получаема в форме присваивания атрибутов. Атрибуты, которые дух присваивает сердцу, дабы сердце могло его воспринять, – жизнь, знание и интеллект. Точно так же, когда солнце излучает свой атрибут, свет, на дом, дом освещается его светом. Таким образом дом обретает свойства солнца в состоянии свечения, тогда как эманации атрибута милости достигают Престола в форме действия и силы, а не как атрибут. Престол им поэтому подчиняется, и таким образом с его помощью результаты этого действия и силы достигают творения.

Всё существует, но жизнь не обязательно проявляется во всем сущем. Знание и постижение – свойства Бога. Когда солнце излучает свойства свето-носности на гору, для горы становится характерным атрибут солнечного свечения. С другой стороны, когда действие и результат (света солнца) излучаются на рубин и сердолик, находящиеся в драгоценной жиле, для них не становится характерным атрибут солнечного свечения;скорее под воздействием солнца на них оказывают действие атрибуты рубиновости и сердоликовости.

Более того, сердце, когда оно очищено благодаря следованию пути, склонно стать местом, где могут быть установлены свойства милости, точно так же, как оно служило местом для установления атрибутов духовности. Когда в процессе развития, совершенствования и внимания (к Богу), сердце достигает совершенства, оно становится местом проявленности всех Атрибутов Божественности. Все остальное во Вселенной, однако, от Престола и ниже, не может вынести и единого луча любого из божественных излучений или одного из Божьих Атрибутов, как было с горой Синай, когда та обвалилась и раскрошилась.[33]

Что касается того, что' есть сердце, что' означает его очищение и когда сердце достигает совершенства сердечности, знай, что сердце обладает внешней формой, куском плоти, но не каждый обладает реальностью, или душой сердца, как указывается в кораническом стихе: "Поистине, в этом – напоминание тому, у кого есть сердце... " (К.50:37)

Сердце может быть беспорочным или оскверненным. Сердце беспорочно, когда оно чисто, а осквернено, когда замутнено. Сердце чисто, когда имеет здоровые желания, и замутнено, когда его желания болезненны и неполноценны.

Оку сердца доступно свидетельство (мошахада) Незримого. Ухо сердца слышит произносимое Незримым и Богом. Нос сердца обоняет ветерок Незримого, а вкус сердца ощущает привкус добротолюбия, сладостность веры и аромат постижения. Органом осязания для сердца является интеллект, посредством которого оно извлекает пользу из всех умопостигаемых предметов. Таким образом, очищение сердца заключается в оздоровлении его чувств и органов.

Существует различие мнений относительно излечения сердца. Некоторые старались исправить и изменить свой характер, исправляя каждое предосудительное свойство нафса при помощи противоположного. Например, они трансформировали скупость в щедрость посредством альтруизма; сходным образом они прео

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/