ВОСХОЖДЕНИЕ
http://vosxozhdenie.flybb.ru/

Судьба без почвы и почва без судьбы Феликс Разумовский.
http://vosxozhdenie.flybb.ru/topic1222.html
Страница 1 из 1

Автор:  Александр [ 23 фев 2014, 02:13 ]
Заголовок сообщения:  Судьба без почвы и почва без судьбы Феликс Разумовский.

Кинозал ТВ http://kinozal.tv/ Ведущий Феликс Разумовский.
Кто мы? Судьба без почвы и почва без судьбы (9 серий из 9)


Оригинальное название: Кто мы? Судьба без почвы и почва без судьбы
http://kinozal.tv/details.php?id=440411

Год выпуска: 2008
Жанр: Документальный
Выпущено: Россия
Режиссер: Пётр Панкратов
2.16 ГБ

О фильме: Девять выпусков программы «Судьба без почвы и почва без судьбы» рассказывают об истории русского национального самосознания. «В русской истории есть один непростой, болезненный и даже трагический сюжет, – это судьба нашей русской самобытности, – считает автор программы «Судьба без почвы и почва без судьбы» Феликс Разумовский. – Далеко не всегда мы умели оставаться самими собой, не всегда берегли свою культурную почву, свои добрые традиции, нравы. Временами мы начинаем выглядеть плохо в своих собственных глазах. Невыносимо плохо. И это отнюдь не национальная самокритика, которая всегда благотворна. Тут нечто совсем другое. Вспомним хотя бы Петра Великого, его нелюбовь к Москве, которая, между прочим, была его родиной. При этом без сомнения он был величайшим русским деятелем. Он "прорубил окно в Европу", но одновременно столь же страстно заколачивал дверь в своё прошлое, в Древнюю Русь. С тех пор мы ведём нескончаемый спор о самих себе. Это спор о том – можно и нужно ли понять Россию, или достаточно только "верить", или и "верить" совсем не обязательно и даже вредно, ибо всё самобытное – суть наша отсталость и никчемность, а нужно как можно быстрее "забыть себя". В этом споре приняли участия крупнейшие русские писатели, поэты, историки, в своё время его подхватили западники и славянофилы; этот спор отразился в политических и идеологических проектах российских императоров, следовательно, в реальной политике. И до сих пор мы хотим, нам жизненно важно – понять себя, свои основы, корни, почву. Невозможно долгое время висеть в воздухе. Беспочвенность была и остается тяжелейшим русским испытанием».

Передача 1-я. Екатерининская эпоха. 29 июня 1769 года скромный переводчик Иностранной коллегии Денис Фонвизин читает императрице Екатерине II свою новую пьесу "Бригадир". Один из главных героев - 25-летний Иванушка, презирающий свою родину и всё русское. Так в русской культуре появился сатирический образ человека без отечества. Это был первый шаг к тому, чтобы встретиться с подлинной, немифологизированной Европой, перенести её богатый культурный опыт без ущерба для себя на русскую почву. Эту миссию возьмут на себя создатель "Бригадира" и "Недоросля" Денис Иванович Фонвизин и архитектор эпохи Просвещения Матвей Казаков.

Передача 2-я. Молодой литератор Николай Карамзин и адмирал Александр Шишков были совсем не похожи. Карамзин совершил своё знаменитое путешествие по Европе, издал "Письма русского путешественника" и мечтает о том, чтобы европейские философы задавали тон русской жизни. Шишков, напротив, пытался создать культурные и языковые барьеры западному влиянию и мечтал о возвращении в прошлое. Александру I настроения Карамзина были гораздо ближе.

Передача 3-я.. «Только теперь я узнал смысл слова "Отечество"», - говорили современники Карамзина, обсуждая его "Историю государства Российского". Участие в издании этого многотомного труда принимал император Александр I. Историк пользуется его особым доверием, и они дружески беседуют во время прогулок по Царскосельскому парку. При этом многие преобразования Александра Карамзин подвергает крайне резкой критике: эти преобразования не соответствуют самобытному строю русской жизни. В этом смысле особенно уродливыми и беспочвенными оказываются так называемые военные поселения - любимое детище императора. Император не был благодарным читателем и слушателем Карамзина. Но уроки историка очень пригодились Пушкину. Они помогли поэту совершить важнейшее открытие в своей жизни. Оказавшись в Михайловском, Пушкин открывает Русский мир.

Передача 4-я. В царствование Николая I в России была сформулирована теория официальной народности. Утверждается новое видение будущего России. Впервые после Петра I это будущее связывается с народом, национальной почвой и самобытностью. Самое поразительное при этом, что основной изъян этого проекта коренился в его беспочвенности. Не только сам государь Николай Павлович был человеком западной культуры, но и разработчик новой доктрины Сергей Уваров в своей работе опирался на современные ему политические программы немецких националистов.

Передача 5-я. Москва 30-40-х годов XIX века, русская деревня и русская дворянская усадьба – таково место действия очередной программы об истории русского самопознания. «Вот Русь-то, вот она, настоящая Русь-то», - радостно восклицал Константин Аксаков, глядя на Московский Кремль. Именно с этого живого чувства предания, с ощущения красоты и поэзии русской жизни начиналась история славянофильства. Братья Аксаковы, Хомяков, братья Киреевские не любили Петербург, с недоверием относились к имперской власти и доктрине официальной народности. Они искали живое национальное сознание и настоящую, подлинную народность. Ради этого Пётр Киреевский ездил по городам и весям, собирая и записывая русские песни. Ради этого члены славянофильского кружка, встречаясь по вечерам в московских гостиных, задавали друг другу самые трудные вопросы и спорили. Бесконечно спорили между собой и со своими оппонентами - западниками. Однако позиции сторон оказались слишком непримиримыми, и споры закончились разрывом, - очередным расколом русского культурного пространства.

Передача 6-я. В середине XIX века в историю русского самопознания была вписана самая яркая и значительная глава. Своеобразным манифестом почвенничества стала знаменитая "Пушкинская речь" Достоевского, прочитанная им в июне 1880 года на пушкинских торжествах в Москве. В этой речи, восторженно встреченной самыми известными деятелями русской культуры, Достоевский открывает тайну русского самопознания: чтобы понять Россию, нужно обратиться к творчеству её гения.

Передача 7-я. В 60-70-е годы XIX века в России начинаются широкие преобразования, известные как "Великие реформы". Одновременно русская интеллигенция решает спасать обездоленное русское крестьянство по-своему: начинается хождение в народ с целью "расшевелить мужиков" и поднять их на народную революцию.
Ложное и нежизненное дело - такой приговор вынесет Иван Сергеевич Тургенев в своём последнем романе "Новь". Из этого исторического тупика придётся искать выход императору Александру III. Власть, пытаясь нащупать национальную почву, меняет политический курс.

Передача 8-я. «…Мы – потомки Минина!», - выкрикивали нижегородские погромщики в июне 1905 года, избивая представителей местной интеллигенции и евреев. Подобные выступления так называемых «черносотенцев» тогда прокатились по всей России. Затем пришло время черносотенных союзов и крайне правых монархических организаций, из которых самой многочисленной и влиятельной был Союз русского народа. Членам Союза и вообще черносотенцам симпатизировал сам император Николай II и большая часть его Двора. С премьер-министром Петром Аркадьевичем Столыпиным лидеры черносотенцев не смогли найти общий язык. Монархия надеялась одолеть революцию с помощью черносотенного национализма.

Передача 9-я. Судьба деревни как главного источника национальной жизни – такова тема последней программы цикла. Начиная с 1950-х годов процесс так называемого «раскрестьянивания» принимает в России обвальный характер. «Колхоз переделал крестьянина», - говорит один из персонажей рассказа Александра Яшина «Рычаги». Этот рассказ станет одной из многочисленных попыток советских писателей понять и изменить судьбу деревенского мира. Современник Яшина Фёдор Абрамов создаёт целую эпопею разрушения своего родного села Верколы – тетралогию «Пряслины». Криком души и жестом отчаяния станет для Абрамова знаменитое открытое письмо землякам «Чем живём-кормимся», которое осенью 1979 года ненадолго привлечёт внимание советского общества к жизни деревни.


Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
http://www.phpbb.com/