А ВОТ СНОВА ИСТОРИЯ
Запорожские характерники
Мир народных приданий и легенд, удивителен и загадочен, ведь он донес до нас образы происходящего во время стародавних. Герои многих больших битв и огромных походов, ушли в никуда, сгинули бесследно. Но тем ни менее, народ помнит о своих героях, и рассказывает, передает историю, естественно немного приукрашая и приверая ее. Предания переходят по наследству, от отцов к детям, передаются устно, а многие и записываются. Так и казачество стало легендой и сказанием, ведь нет больше практически ничего, что связывало бы настоящее с тем прошлым, которое ассоциируется с днепровскими порогами с Сечью, с волнами Каховского моря . Но слава и память о героях нашей родины не умерла, она сохранилась и до наших дней, эти волшебные и прекрасные сказания о казаках и их жизни, о их традиционных танцах, одеянии, и самое главное о их незабываемых подвигах, о верности, и бесстрашие. Рассказывают о том, что многие казаки умели сон на врагов навевать, и туман насылать, говорить из воды сухим голосом, выходить из воды в сухих одеждах, а из пламени в мокрых, видеть предателей и вражеские мысли читать. Стоит отметить, что основная часть легенд и преданий была записана на Украине только в девятнадцатом веке, хотя первые упоминания о легендах встречаются во многих летописях, которые относятся к первой половине шестнадцатого века. Историк Папроцкий, смог удачно описать достаточно не удачный поход гетмана Самуила Зборовского в Молдавию, который происходил в 1583 году, и смог привести довольно достоверные сведения. Возле турецкой крепости в Днепре во время сложных переговоров с огромной делегацией. Один казак не смог себя сдержать и выстрелил в татарина. Конечно, гетман был очень возмущен таким поведением, и хотел предать виновного казни, но этому помешало многочисленное войско, которые с огромным усердием защищало своего товарища. Ведь именно он мог заговаривать вражеские пули и мог сделать безвредными их не только для себя, но и для всего своего отряда, в котором находился, называли его "характерником". А еще раньше Мартин Бельский описал битву Ивана Подковы, с молдавским господарем. Он упоминает, что среди его войска был казак, который умел заговаривать вражеские пули. Конечно, все это кажется достаточно сказочным и не реальным, но многие действительно верят в существование сил, которые помогали казакам противостоять врагам, иначе как объяснить многочисленные победы, небольшим войском. Что же значит "характерник" (от греческого character - отличительная черта) ? Это значит, что у человека есть какие то необычные сверхъестественными возможности, и соответственно выделялись среди общей массы. Хотя часто бывало и иначе, общая народная молитва, могла иметь огромную силу и ей тоже приписали чудодейственные качества казачества. Знаменитый кошевой атаман Иван Серник, считался характерником, потому что его войско практические не знало поражения, и ему действительно удавалось выходить из воды сухим, образно или действительно, это не столь важно. Предание донесло много имен таких уникальных казаков, которые совсем не упоминаются в документах, но хотя, как нам кажется, казаки с такими способностями действительно существовали. Иногда характерников, называли магами, колдунами и вещунами, они действительно многое могли и пули заговорить, и тумане на врага навести и главное мысли вражеские прочитать и в свою пользу пустить. Конечно, самой яркой чертой таких казаков , была неуязвимость от пуль и от сабель, благодаря такому сказочному свойству чародей и попали в поле интересов польских историков. Многие сильно верили в эти способности, и спустя несколько столетий легенды ходили в селах, и многие даже были записаны. Д.И. Яворницкий в своём сборнике "Запорожье в остатках старины и преданиях народа" (1888г.) пишет из народных уст про запорожцев: "А як вийдуть на вiйну, то iх б`ють кулями, а вони собi й байдуже: пазухи порозставляють i збирають туди кулi. "Та ну бий!" - кричить кошовий хлопцевi, а сам i без пiстоля i без рушницi стоiть. "Пiдожди, батьку, наберу куль та тодi i пострiляю." В другой легенде про кошевого Сирка говорится: "Сiрко - це кошовий такий. Вiн такий був, що дещо знав. Оце бувало вийде iз куреня та й гука на свого хлопця: "Ану, хлопче, вiзьми пiстоль, стань там та стрiляй менi в руку!" Той хлопець вiзьме пiстоль та тiльки - бух! - йому в руку. А вiн вiзьме в руку кулю, здаве ii та назад i кине. Вони, тi запорожцi, всi були знайовитi..." Народ издавна верит в то, что молитвами можно заговорить все, что угодно, и беду и несчастье от себя отвадить, и счастливую долю найти. Конечно, исходников таких молитв в настоящее время не существует, просто не дошло, не уцелело, но представление о таком сказочном явлении можно получить прочитав книгу И.Сахарова "Сказания русского народа" Во многих заговорах, которые использовали казаки, они обращаются к каменному мужу или красной девице, как они своим делом красуются и заговаривают, что бы пули не пришли и стрелы не долетели и т.д. Желали, что бы тело было сильнее, а одежда стала каменной, от которой могли и пули отскакивать, что бы оружие поражало врага. Такие, и подобные тексты сохранились, но как правильно ими пользоваться, как их читать, не знает никто. Умели раньше казаки использовать свои возможности на благо своей родины. Так же, народные сказания приписывают казакам возможность наводить на врагов туман. Я.П.Новицкий приводит легенду про битву турков с русским войском, на помощь которому приходит запорожский галдовник: "Запорожець пiдняв руки i пiймав ядро. "Ось бач, каже, який гостинець! Ну тепер, каже, глянь на острiв: шо там?" Глянув царь, аж турок сам себе руба, сам на себе пiдняв руку i пiшов потоптом. Пiднялась велика курява, а потiм стихло. "Дивись тепер" - каже запорожець. Глянув царь, аж нема нi одного живого турка, порубали самi себе..." Многие предания указывают на то, что многие казаки видели будущее, "Там запорожцi бились з татарами... Як iх сила, то вони покладуть усiх до одного, нi одного не випустять. А як несила, то вони зроблять або рiчку, або лiс, такий лiс, що його нi пройти, нi проiхати. Та тодi тi - татарва, то що наткнуться, подивляться, а воно рiчка або лiс, та й назад. А пiсля як роздивляться, а воно того нема нiчого. Отакi були тi запорожцi." Такие совсем уж сказочные предания тем не менее были очень популярны в народной среде, особенно часто встречающийся мотив о том, как хитрый запорожец отводит врагам очи и они не могут его ни связать, ни заковать в цепи. Подобный сюжет появляется и на страницах романа "Чорна рада" Пантелеймона Кулиша, известного писателя и этнографа: "Да й згадав, як у старого Хмельницького сидiв у глибцi такий, що ману напускав. "Що ви, - каже, - що мене стережете? Як схочу, то лиха встережете мене! Ось зав`яжiть мене в мiшок." Зав`язали його да й притягли за трямки, аж вiн йде з-за дверей: "А що, вражi дiти! Встерегли?" Если верить многочисленным преданиям, то казаки могли иметь так же отличную способность оборотничества. Они могли превращаться в волков. Некоторые писатели описывают силу таких возможностей превращения. " Тодi зiскочив з коня, дав його другому козаковi, а сам кувирдь - та й зробився хортом i побiг до татар... Як стали тi татари вiдпочивати, то той хорт поробив iм так, що вони всi поснули. Тодi вiн назад до козакiв та знову кувирдь - i зробився чоловiком!". Хортиця, являлась центом язычества, и многие считают, что казачество там появилась совсем не случайно. С культурой превращения в волка связано и умение галдовников при помощи зеркал видит замыслы врагов. Многие казаки умели исцелять при помощи молитв, кроме того только один казак занимался кашеварством, при этом читал молитвы, которые изгоняли напасти им приносили удачу. Вот что пишет про них С.Н.Сергеев-Ценский: "Это были вообще серьезного склада люди, дававшие обет безбрачия и строго державшие этот обет, почитавшие свое кашеварство настолько святым занятием, что не давали казакам даже уголька из костра запалить люльку, когда варился борщ. Костру, впрочем, они придавали и лекарственное значение и неизменно зажигали его тогда, когда оказывался среди казаков раненный черкесской пулей или шашкой". Приготовление пищи считалось особым знахарским занятием, которое сопровождалось чтением молитв и заговоров, обрядовым разжиганием костра и набратием воды из колодца. Знахарство и кашеварство тесно связанны в культуре казачества. Применение трав так же относят к характерникам, при помощи многих трав отыскивали клады, открывали замки, травы были необходимы в борьбе с нечистой силой и чертовщиной, при помощи трав изгонялись злые ведьмы. Все эти свойства и умения тесно переплелись между собой и приписывались именно к характерникам. Много бытует преданий, но стоит отметить придание о Иване Сирко, он является огромной личностью в истории. Говорят, что он родился на свет сразу с зубами, и как только баба повитуха его поднесла к столу, он схватил пирог и съел его. Сами же казаки верили своему атаману и считали, что он действительно обладает уникальными возможностями. Известны в преданиях и другие исторические личности, такие как Семен Палий, Григорий Сагайдачный, батько Харко (Захарий Чепига), казак Кравчина - все они также считались характерниками. Многое рассказывают о запорожский казаках. Говорили, что они могли даже уплыть на нарисованной лодке, нырнуть в стакан воды и вынырнуть в реке или море. Все сказки исказили облик настоящего казака Точно по этому поводу выразился Андриан Кащенко: "Как человек с разумом и необычным везением, то люди и считают его характерником... Умные были запорожцы, умудренные во всем, духом и волей сильные, вот и достигали того, что нам заказано. И только-то!" По мотивам статьи Мискина Р.В.
_________________ Максим
|