Значит выбор пути?
исходя из того, что выявилось три четких направления в понимании Йоги у западного человека, пройдемся по ним.
Бихарская школа - там упор на медитацию и философию, причем в основном все с одной стороны ужасно адаприровано к нашему способу мышления, но с другой стороны (я думаю сознательно) столько сложных для нашего образа понятий. думаю это сделано для того, чтобы разбавить курс и в то же время скрыть саму суть. То есть дается то, что востребовано. Некое скрытое знание. А по простой причине , что там все скрытое (точнее не понятное для нас) сложно разобраться, что там суть, а что просто пиар. Это скорее индустрия. Индусы всегда были хорошими торговцами. Я когда год прожил в ЮАР, не туристом, а именно прожил там работая и сталкиваясь так сказать изнутри с индусами, окончательно понял, что ехать за Йогой в Индию в общем случае бессмысленно. Там давно это поставлено на торговлю экзотикой. А в ЮАР кстати местные африканеры даже не станут разговаривать (просто молча отворачиваются и уходят) если услышат индуский акцент в собеседнике. Сами то они очень доверяют любому белому человеку, даже не знакомому.
НО это просто к фону.
Школа Айвенгара. тут жесткие статические позы, асаны. Причем к каждой из них выложен цельный список излечиваемых заболеваний. тут две тонкости. Йога в общем случае слаба в терапии. Она не для того, и позиционировать её в таком аспекте изначальное лукавство.
Правда если примерить наш уже давно и безнадежно просиженный в офисах организм, то это будет верное утверждение. Йога тут легко подтянет тонус и прочее. Но часто асаны делаются в виде гимнастики. То есть задача в том, чтобы ЗАНЯТЬ позу, а не в том, чтобы ПРЕБЫВАТЬ в ней. Причем сама асана это - удобная, естественная поза, это
выражение некоего состояния посредством тела. Жена встречающая мужа поздно вечером "руки в боки" - это асана. Царь сидящий на троне и держащий скипетр и держали - тоже асана. И так далее.
То есть часто забывается, что сперва следует поймать, понять и прочувствовать внутреннее состояние к которому "призывает" данная асана, лишь потом позволить телу её занять.
Отсюда и клинические случаи с диагнозом - "заворот ноги за шею".
Аштанга (Виньяса) Патабхи Джойса.
Ну эта йога победоностно прошла через все страны запада и Америки. Успешно переродившись в некую силовую аэробику. Хотя самого Джойса можно лишь бесконечно уважать. Он тут в общем случае не при чем. Было взято лишь, то что могло быть увиденно, воспринято и то что легло в мировоззрение западного человека.
Это пожалуй сама продвинутая (та истинная, если так можно сказать) Йога. Тут кстати я вижу параллели и с Бузой и со Спасом. Те же приемы работы с телом в самой невероятной ориентации. Лежа, сидя, в упоре на одной руке, ноге, голове. прыжки и любого положения и весь набор техник владения своим телом. Тут уж без балды. Или ты можешь, добился, или нет.
Но это опять же лишь фасад. Истинный смысл часто опять остается за кадром. Тут кстати полная аналогия с тем, о чем пишет Максим. Это движения в полном СТАНЕ и так далее, причем изначально тело делает все к чему её побуждает внутреннее состояние, спровоцированное личным намерением. целью.
Физический аспект такого умения это очевидное боевое применение. Это элита личной гвардии махараджи. Ниньзи, личная охрана и спецназ невидимого фронта. Но имеется и еще один тонкий момент.
Это прямая трансформация реальности Дело в том, что мы обладаем телами и потому любое наше ментальное намерение (пусть и магическое) должно быть выражено в движении нашего тела, посредством движений. Потому входя в состояние сродни СТАНУ адепт Аштанги-Виньясы-Йоги медитируя на свою задачу, позволяет телу двигаться. А так ка оно уже тренировано, то ограничения на движения сняты. Движения просто текут в потоке намерения. Тем самым плетя ткань требуемых событий. Это чистая магия. В ведьмичьей традиции - это танец, либо магическое плетение. В славянской - пляс, боевой гопак, ломание , любки...
Жаль, что мало кто видит эти параллели...