О РИТМАХ ГОЛОВНОГО МОЗГА

О РИТМАХ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Сообщение Александр » 30 июл 2008, 20:26

ТЕХНОЛОГИЯ АУДИО-ВИЗУАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ (АВС)
Источник:
http://www.mentalritm.ru/pages/techabc.html

Дополнительные источники:
http://www.yugzone.ru/articles/zvuk-3.htm
http://www.ecoenergy.ru/Articles/Article65.html

Технология аудио-визуальной стимуляции является эффективным и корректным способом изменения психофизиологического состояния человека. Воздействуя на биоритмологическую активность головного мозга, аудио-визуальная стимуляция позволяет усилить ослабленный частотный диапазон, пострадавший при том или ином заболевании.
Аудио-визуальная стимуляция применяется для избавления от гипертонии, стенокардии, язвенной болезни, бронхиальной астмы, синдрома предменструального напряжения, бессонницы, депрессии, хронической усталости, алкогольной и наркотической зависимостей.
Аудио-визуальная стимуляция является мощным средством саморазвития и самопознания личности. Достижение оптимальных состояний сознания с помощью аудио-визуальной стимуляции используется при подготовке спортсменов к соревнованиям, при обучении незнакомым предметам, при медитации.


Нейропсихология

Мозг человека - великое создание природы, сложнейший инструмент для решения жизненных задач . В головном мозге сотрудничают миллиарды нервных клеток, создавая еще большее количество нервных связей. Познание законов функционирования мозга стало вызовом, который человек бросил природе, чтобы доказать свою человеческую сущность. Как же можно поймать и осознать реально существующие, но быстротечные и бестелесные психические функции, вроде эмоций, образов, мысленных конструкций?
К радости психофизиологов, в основе психических состояний оказался заложен вполне материальный носитель - разность электрических потенциалов по обе стороны клеточной мембраны (достигающая 70-80 мВ). Распространяющиеся по отросткам нервных клеток кратковременные сдвиги мембранного потенциала или нервные импульсы можно зарегистрировать с помощью обычных вольтметров, снабженных каскадом предварительного усиления электрического сигнала.
Около 80 лет назад технология регистрации электрических потенциалов мозга непосредственно с кожной поверхности головы человека была продемон-стрирована немецким психиатром Гансом Бергром(Hans Berger). Этот метод получил название электроэнцефалографии (ЭЭГ), и в настоящее время ни одно неврологическое отделение в больницах, ни одна поликлиника соответствующего профиля не обходится без лаборатории электроэнцефалографии.
Мозг обрабатывает нейрохимическую информацию и выдает электрические сигналы, как множество электрохимических цепей, замыкающихся и размыкающихся миллионы раз в секунду. Электроэнцефалограф, определяет и записывает суммарные изменения напряжения, происходящие в мозге. Эти электрические сигналы следуют в определенных ритмах, условно разделенных на четыре диапазона частот, характерных для биоэлектрической активности головного мозга.
Каждому диапазону, при условии, что он доминирует на ЭЭГ, соответствует свое состояние сознания.
Бета волны. Их частота варьируется от 12 до 42Гц.
Изображение
Бета активность головного мозга выражена на ЭЭГ, когда человек находится в активном бодрствующем состоянии, сосредоточен на окружающем, решает интеллектуальные задачи.
Недостаток бета волн может быть связан с апатичным компонентом депрессии, снижением интеллектуально-мнестических функций. Стимуляция мозга в бета диапазоне позволяет повысить жизненный тонус, усилить функцию внимания и кратковременную память.
Высокая Бета(выше 18 Гц) характеризует состояния настороженности, волнения, отражает интенсивную умственную деятельность, например, решение математических задач, стратегическое планирование.
Стимулирование в этом диапазоне может повысить внимание, общую активность, но одновременно усилить тревожный компонент.
Средняя Бета(15-18 Гц) соответствует размышлению, активному, но не взволнованному состоянию, осознанию внутреннего и внешнего мира.
Стимулирование в этом диапазоне усиливает интеллектуальные способности.
Низкая Бета(12-15 Гц) соответствует ослабленному вниманию, творческому пониманию, модификации моторной активности (сенсомоторный диапазон - SMR).
Альфа волны имеют частоту колебаний от 8 до 12Гц.
Изображение
Альфа активность возникает только при закрытых глазах в момент пассивного расслабления без фокусировки мыслей. Доминирование альфа диапазона характерно для спокойного, умиротворенного, безмятежного состояния.
Недостаток альфа активности является показателем стресса, эмоциональной перегрузки, тревожного компонента депрессии.
Подполоса низкая альфа:8-10Гц связана с интернальным вниманием, интеграцией, ощущением внутреннего равновесия.
Подполоса высокая альфа:10-12Гц связана с состоянием безмятежности, эмоциональной релаксации и восстановления, чувственно-образным рядом мышления.
Тета волны имеют частоту колебаний от 4 до 7Гц.
Изображение
Тета активность сопровождается появлением сонливости, снижением мышечного напряжения, появлением ярких образов. Являясь промежуточным между сном и бодрствованием, тета состояние открывает доступ к бессознательному, появлению гипногогических эффектов.
Стимуляция в тета диапазоне усиливает творческие способности, снимает эмоциональную зацикленность, способствует выработке бета-эндорфинов, создает аналгетический эффект.
Дельта волны имеют частоту от 0,1 до 4Гц.
Изображение
При доминировании дельта волн человек находится в глубоком сонном со-стоянии, полной релаксации.
В это время мозг выделяет больше всего гормона роста, а в организме происходят процессы самовосстановления.
Понимание связи между ритмикой волн биоэлектрической активности мозга и состояниями сознания поставило задачу научиться влиять на эти состояния материалистическими способами. Неоценимую помощь в этом оказал исследователь Грей Уолтер(Gray Walter) обнаруживший в 1940 году, что волны на ЭЭГ могут повторять частоту мерцающего света, особенно если она попадает в диапазон альфа или тета частот. Этот эффект стал известен как реакция усвоения или реакция следования.
Наверное, каждому знакомо приятное состояние умиротворения и расслабления, возникающее при созерцании горящих свечей в полумраке.
Между тем, частота мерцания пламени свечи как раз попадает в диапазон альфа и тета ритмов.
Подобное воздействие оказывает и пульсирующий звук, параметры которого модулированы по соответствующей частоте, и выведены как бинауральные биения. Бинауральная пульсация, возникает в результате подачи на каждое ухо звука чистого тона, слегка отличающегося по высоте. Тогда мозг выделяет различия между звуками, получаемыми с левого и правого уха, и это воспринимается как приятный, мягко пульсирующий ритм.
Соединение полезного эффекта от воздействия мерцающего света и пульсирующего звука привело к возникновению новой полимодальной технологии изменения волновой активности мозга человека - аудио-визуальной стимуляции (light and sound relaxation systems, или AVS (Audio Visual Stimulation) systems).
Аудио-визуальная стимуляция в бета, альфа, тета или дельта ритмах стала прекрасным инструментом настройки психофизиологического состояния человека.
Наличие в программах аудио-визуальной стимуляции интересного цветового ряда, захватывающие эмоциональные переживания на фоне музыки делают их запоминающимися и легко воспроизводимыми по ассоциативному пути. Формирование условного рефлекса на спокойное и расслабленное состояние делает результат аудио-визуальной стимуляции долгосрочным.
Мерцающий свет оказывает массажное действие на глаза, снимает утомление. В комплексе с оптико-акустическими воздействиями музыкотерапия создает более приятный положительный эмоциональный фон и повышает комфорт-ность процедуры, делает ее более эффективной.
Возникающая при подаче на правый и левый анализаторы одинаковой частоты синхронизация активности правого и левого полушарий мозга улучшает межполушарный перенос информации.
Аватара пользователя
Александр
Admin
 
Сообщения: 3779
Зарегистрирован: 29 июл 2008, 02:41
Откуда: Краснодар

Сообщение Lozman » 30 июл 2008, 20:29

АЛЕКСАНДР* писал(а):Аудио-визуальная стимуляция является мощным средством саморазвития и самопознания личности. Достижение оптимальных состояний сознания с помощью аудио-визуальной стимуляции используется при подготовке спортсменов к соревнованиям, при обучении незнакомым предметам, при медитации.

Аудио-визуальная стимуляция наибольший интерес для нас может представлять для более эффективного саморазвития. Было бы очень интересно расширить методические рекомендации данными исслдедований института головного мозга, позволяющими настраивать сознательно свои ритмы с использованием простейших приборных средств.
Аватара пользователя
Lozman
Активный участник
 
Сообщения: 53
Зарегистрирован: 29 июл 2008, 04:12

Сообщение Navigator » 30 июл 2008, 20:44

ИзображениеК стати при прослушивании бинаурально-вербального настроя через проигрыватель Windows Media прослушивание аудиофайлов сопровождается светомузыкальной графикой, усиливающей эффект, особенно при отсутствии освещения в полноэкранном режиме. Изображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
Navigator
Admin
 
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 29 июл 2008, 04:16
Откуда: Россия

Сообщение Александр » 30 июл 2008, 20:47

Аудио-визуальная стимуляция и медитация

Медитация - это измененное состояние сознания, характеризующееся уникальной картиной биоэлектрической активности мозга, отражающей трофотропное состояние расширенного внимания, неэгоцентрического, интуитивного типа мышления.
Это процесс личностного роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной, философской и , что важнее всего, в экзистенциальной сфере.
Исходя из определения видно, что аудио-визуальная стимуляция может служить хорошей нейрофизиологической основой для медитации.
Если проследить изменения биоэлектрической активности головного мозга по мере перехода от обычного бодрствующего состояния к релаксации, а затем к медитации, то мы обнаружим, что на смену быстрой волновой активности бета диапазона (12-42Гц), характерной для узконаправленного мышления, приходит усиление альфа ритмов (8-12Гц), свойственных безмятежному , восприимчивому и расширенному состоянию сознания.

Различные виды медитации соответствуют разным уровням мозговой активности, которая постепенно переходит от альфа ритма (8-12Гц) к тета (4-7Гц) и дельта (0,1-4Гц) ритму, при сохранности осознания практикующего ( Годфруа Ж. "Что такое психология", 1992).
В 1957 году японский нейропсихиатр Касаматсу обнаружил значительное увеличение альфа ритма во время дзен медитации у опытного практика дзен по сравнению с его обычным состоянием. В другом исследовании Касаматсу и Хираи в 1966 году у 48 служителей и учеников Дзен Буддизма была снята ЭЭГ до, во время и после медитации. Не смотря на открытые глаза (обычно альфа ритм на появляется при открытых глазах), наблюдалось возникновение альфа ритма примерно через 50 секунд после начала медитации. Далее амплитуда альфа волн увеличивалась. По ходу медитации наблюдалось постепенное уменьшение частоты альфа волн и у некоторых служителей на ЭЭГ появилась тета составляющая (7-4Гц) с фоновыми альфа ритмом.
Итак, медитация дзен характеризуется альфа волнами вплоть до их наивысших частот, где они переходят в бета волны. Это генерирование альфа волн может быть прервано внешним раздражителем, например резким звуком, и это показывает, что степень расслабления не очень велика.
У индийских мастеров йоги, ни вспышка яркого света, ни удар гонга, ни прикосновение горячего предмета не прекращает и даже не изменяет альфа или тета ритма (Ананд, 1961).

Это различие, по-видимому, связано с тем, что дзен в основном направлен на отключение сознания с тем, чтобы оставаться на "плавающем" подкорковом уровне, где сохраняется внешнее восприятие , но устраняются стереотипные оценки действительности . В случае же йоги самадхи должен быть достигнут полный отрыв от реальности как внешней, так и внутренней - "пустота, в которой уже нет ни формы, ни звука, ни запаха, ни вкуса, ни предметов, ... где нет ни знаний, ни незнания, ни расслабленности, ни смерти. Есть просто свое" (Ковел, 1969).

В 1970 году Уоллас обследовал с помощью ЭЭГ студентов колледжа, занимающихся трансцендентальной медитацией. Во время медитации у всех увеличилась регулярность и амплитуда альфа волн. У некоторых затем частота появления альфа волн снизилась и стали преобладать низкоамплитудные тета волны. После светового и звукового воздействия почти у всех испытуемых альфа волны заблокировались.
Невролог Банквет провёл обширные исследования ЭЭГ людей, пребывающих в трансцендентальной медитации и контрольных людей, релаксирующих с закрытыми глазами в течение 30 минут. Он установил, на первой стадии медитации у всех медитирующих увеличилась амплитуда альфа волн. Затем произошло уменьшение частоты, в основном до уровня тета волн. Продвинутые медитаторы входили в третью стадию, которую они назвали либо глубокой медитацией, либо чистым осознанием . В этом состоянии на всей поверхности головы появлялись синхронные бета волны с практически постоянной частотой и амплитудой . В конце медитации все испытуемые вернулись в первое состояние увеличения альфа волн. У продвинутых медитаторов альфа и, в некоторых случаях, тета волны сохранялись и после медитации, даже после того, как были открыты глаза.

Важное открытие, сделанное Банкветом на основании своих исследований, состоит в том, что во время медитации составляющие мозговых волн стремятся к синхронизации . По его мнению, это может быть вызвано состоянием полного осознания.
Отечественные авторы (Пасынкова Н.Р., Ватник Д.В., Елисеева Л.С., Голошейкин С.А ., Институт физиологии СО РАМН , Новосибирск ) приводят аналогичные данные по практикующим Сахаджа Йогу: - По мере углубления медитативного состояния, наблюдается рост мощности тета и дельта ритмов. Учитывая локализацию в центральных областях , эти изменения можно интерпретировать как усиление активности подкорковых лимбических структур . Далее, в состоянии глубокой медитации максимальная выраженность тета и дельта ритмов и незначительный рост альфа указывают на то, что наряду с высокой активностью подкорковых структур , усиливается модулирующая функция коры мозга, что, вероятно, является нейрофизиологическим отражением того , что медитация в Сахаджа Йоге является контролируемым процессом. При этом, однако, основные функциональные изменения происходят в подкорковых структурах, то есть независимо от таких контролируемых корой функций, как представления, установки.
Зафиксирован рост синхронизации мозговых волн в состоянии глубокой медитации в передних и центральных отделах мозга, что свидетельствует о более высоком функциональном взаимодействии полушарий мозга, причем его передних отделов. Согласно современным представлениям, функция синхронизации отражает степень сонастроенности мозга в реализации психофизиологического процесса. Более высокие значения синхронизации между двумя сигналами, записанными от двух симметричных областей мозга, означают более высокую степень интеграции или большее функциональное взаимодействие между этими корковыми областями.
Итак, уникальная картина биоэлектрической активности мозга состоит из самостоятельно инициированного перевода волновой активности к альфа, тета, а иногда и дельта диапазонам, при сохранности осознания, с одновременным усилением синхронности работы левого и правого полушарий.

Между тем, использование аудио-визуальной стимуляции дает точно такой же результат. В чем же отличие?

Во-первых, во времени. Для получения устойчивых результатов в достижении измененного состояния сознания нужны годы усердной практики в медитации. Аналогичное состояние при использовании аудио-визуальной стимуляции достигается уже на четвертом - пятом сеансе. Контроль ЭЭГ у группы студентов, использовавших АВС в режиме альфа тренинга, показал, что активность вызванного альфа ритма была у них даже более устойчивой, чем у мастеров, практикующих трансцендентальную медитацию.

Во-вторых, в методе научения. Если во время медитации ученик протаптывает навыки создания измененного состояния сознания изнутри своего мышления, то в АВС это процесс приобретения условного рефлекса. Сеанс АВС, повторенный несколько раз, интернализируется в субъективных переживаниях и образах, которые могут быть воспроизведены сознательно и становятся ключом доступа к измененному состоянию сознания.

В третьих, АВС, при всей похожести нейрофизиологических эффектов, не является медитацией. Для любой практики медитации характерна определенная дисциплина мышления. Для процедуры АВС нет необходимости настраивать свои мысли. Сеанс АВС не сопровождается никакими словесными инструкциями. Мерцающий свет и пульсирующий звук эффективно способствуют остановке внутреннего диалога, но не более того. Для достижения расширенного осознания, интуитивного просветления и глубинного понимания нужно нечто большее. Нужна медитация.

Таким образом, аудио-визуальная стимуляция является хорошим помощником в медитации, нежели ее заменой. Естественно речь идет о практиках медитации предполагающих упражнения, выполняемые с закрытыми глазами (АВС проводится при закрытых глазах). Человек может продолжать практиковать привычный для него способ медитации, используя аудио-визуальную стимуляцию, и добиться впечатляющих результатов. В таких случаях АВС становится катализатором, ускоряющим овладение навыками медитации, усиливающим глубину погружения и медитативного переживания.
Искусно созданная атмосфера мерцающего света, пульсирующего звука и музыки создает вокруг медитирующего защищенное психологическое пространство . Сюда не проникают посторонние звуки и свет. Здесь человек остается наедине с собой. Для современного городского жителя, привыкшего отвоевывать кусочек жизненного пространства для медитации, возможность погрузиться во внутреннюю тишину, отгородив себя от окружающего стеклами очков с мерцающими светодиодами и мембранами наушников с приятным музыкальным фоном - поистине находка.
Аватара пользователя
Александр
Admin
 
Сообщения: 3779
Зарегистрирован: 29 июл 2008, 02:41
Откуда: Краснодар

Сообщение Lozman » 30 июл 2008, 20:59

Интересно было бы получить сравнительную оценку эффективности работы ПБК с использованием АВС и без него. есть основание предполагать, что она будет более эффективной!
Аватара пользователя
Lozman
Активный участник
 
Сообщения: 53
Зарегистрирован: 29 июл 2008, 04:12

Сообщение Александр » 30 июл 2008, 21:01

Можно с уверенностью отметить, что данное предположение не безосновательно, что найдутся энтузиасты, которые смогут извлечь из этого вполне ощутимые результаты.

Аудио-визуальная стимуляция и обучение

Использование сеансов аудио-визуальной стимуляции в процессе обучения призвано дать возможность человеку научиться владеть своим внутренним психологическим настроем для осуществления расширения объема памяти, повышения внимания и творческих способностей.

Восприятие учебного материала должно проводиться в состоянии полной концентрации на нем. Хатчисон (1986, 1993) и Будзинский (1992) сообщали об эмпирических исследованиях, показавших полезные эффекты применения приборов аудио-визуальной стимуляции для настройки сознания на усвоение изучаемого материала. АВС устраняет внешние содержательные отвлекающие факторы за счет заполнения сенсорных каналов ритмичной стимуляцией, не несущей в себе информации. Учебный материал, поданный на этом фоне, становится доминирующим содержанием сознания, а потому усваивается наиболее активно.

Немалое значение имеет и подобранная частота для аудио-визуальной стимуляции. К примеру, для решения метафорических, аналоговых, литературных проблем больше подходит альфа состояние, а для интенсивных расчетов или логических рассуждений - бета состояние. Для усвоения материала, не требующего критического анализа, который следует просто "впитать", механически запомнить, рекомендуется применять тета состояние. После окончания сеанса обучения сознанию требуется период от нескольких минут до одного часа, позволяющий поместить в долговременную память полученные знания. Если усилить эту фазу пребыванием в тета состоянии, то глубина, обширность ассоциативных связей и степень интеграции полученных знаний в уже имеющийся багаж значительно возрастут.
Примечателен опыт работы с детьми, страдающими синдромом дефицита внимания (ADDH-синдром). Интенсивная стимуляция в областях высоких альфа и бета частот позволяет восполнить природный дефицит таких волн мозговой активности, и таким образом обеспечивает возможность концентрации внимания на изучаемой проблеме, повышает успеваемость. По данным М. Джойс и Д. Сиевера (1977) при АВС стимуляции детей с синдромом дефицита внимания наблюдаются снижение импульсивности, повышение усидчивости и концентрации внимания, улучшаются навыки чтения, расширяется позитивная социальная активность.

Положительные корреляции с улучшением памяти и выполнением тестов на I.Q. при проведении сеансов аудио-визуальной стимуляции на частотах 12-15Гц зафиксировали Томас Будзинский и Джон Джорди (1993).

Из отечественных исследователей серьезно занимался прикладными аспектами аудио-визуальной стимуляции А.В. Патрушев. Проведя эксперимент среди курсантов юридического института, он зафиксировал повышение интеллектуальных способностей по тесту Амтхауэра после пятнадцати занятий АВС, длительностью тридцать минут каждое. А.В. Патрушев указывает, что "регулярные занятия (по 15-20 минут в день, в течение 3-х недель) альфа-тета релаксацией, как правило, приводят к значительным и стабильным изменениям личности в сторону повышения творческих способностей, значительному повышению стрессоустойчивости, усилению целеустремленности, улучшению самопонимания, работоспособности, способности радоваться жизни, улучшается кратковременная и долговременная память…".


Исторические предпосылки аудио-визуальной стимуляции

Воздействие мерцающего света с древних времен использовалось в практиках духовного самосовершенствования. Известны техники индийской йоги, основанные на созерцании игры бликов на поверхности воды, или мерцании солнца сквозь листву шелестящих на ветру деревьев. Эти практики были призваны раскрепостить сознание адепта, открыть его для постижения глубоких истин.
На Руси воины, приносящие обет Перуну, концентрировали внимание на всполохах пламени костра, настраиваясь на максимальную эффективность в бою.

Птоломей описывал состояние возвышенной приподнятости настроения, возникающего после длительного рассматривания солнечных лучей через спицы вращающегося колеса. Французский физиолог Пьер Жане, внесший первый научный вклад в разработку подходов к лечению психосоматических заболеваний, констатировал ослабление симптомов под воздействием стимуляции световыми импульсами.

Однако реальное применение технологии аудио-визуальной стимуляции стало возможным после создания энцефалографа, и открытия англичанином Греем Уолтером в 1940 году эффекта реакции следования.
Он обнаружил, что при наблюдении мелькающего света электрическая активность мозга начинает синхронизироваться с ним и повторяет частоту сигнала стимуляции. Добавление звуковых элементов к фотостимуляции привело к появлению устройств для настройки различных состояний сознания. Широкого распространения они не получили из-за своей громоздкости и высокой стоимости. Лишь в конце двадцатого века успехи науки в радиоэлектронике и компьютеризации позволили наладить массовое производство приборов аудио-визуальной стимуляции доступных в бытовом пользовании.

К настоящему моменту приборы для свето-звуковой стимуляции класса "Mind Machines" выпускают компании многих стран (Light & Sound Devices). Стоит упомянуть лидеров по производству приборов для аудио-визуальной стимуляции компании "Photosonix" (США), "Theta Technologies" (США), "MindPlace Company" (США), "Mind Explorer" (Чехия), "Mindworld" (Германия). В России приборы для светозвуковой стимуляции выпускает компания "Менталритм".
Аватара пользователя
Александр
Admin
 
Сообщения: 3779
Зарегистрирован: 29 июл 2008, 02:41
Откуда: Краснодар

Сообщение Navigator » 30 июл 2008, 21:03

Естественно технология АБС будет способствовать повышению эффективности обучения, в том числе и методом Бронникова.
Материал здесь изложен новый и не просто в этом всем будет так сразу разобраться.
Аватара пользователя
Navigator
Admin
 
Сообщения: 113
Зарегистрирован: 29 июл 2008, 04:16
Откуда: Россия

Сообщение Александр » 30 июл 2008, 21:08

Это поправимое дело, все могут озакомиться с терминологией и это позволит быстро разобраться в в данной теме.

СЛОВАРЬ Аудио-Визуальной Стимуляции

Альфа-волна ( alpha wave) - одиночное двухфазное колебание разности потенциалов длительностью 75-130 мс., имеющее форму, приближающуюся к синусоидальной.
Альфа-полоса, альфа-диапазон частот (alpha band) - полоса частот в диапазоне 8-13 Гц.
Альфа-ритм (alpha rhythm) - ритмические колебания потенциала с частотой 8-13 в 1 с. средней амплитудой 30-70 мкВ, обычно модулированной в веретена; выражен преимущественно в задних отделах мозга, при закрытых глазах, в состоянии относительного покоя, при максимально возможном расслаблении мышц; блокируется при световом раздражении, усилении внимания и умственных нагрузках.
Амплитуда волны (amplitude, voltage) - в ЭЭГ - величина колебания потенциала от пика до пика ( т.е. от максимума до минимума), измеряется с микровольтах и милливольтах ; на амплитуду волн, записанных с поверхности головы, оказывает влияние сопротивление кожи , костных покровов, мозговых оболочек, цереброспинальной жидкости, а также самих отводящих электродов.
Асимметрия (asymmetry) - 1) различие частоты, амплитуды или формы волн в гомологичных областях полушарий мозга (межполушарная асимметрия); 2) различия параметров колебания потенциала по обе стороны от изоэлектрической линии; 3) различия параметров колебания потенциала в восходящем и нисходящем фронтах волн.
Бета-волна (beta wave) - одиночное колебание разности потенциалов длительностью менее 75 мс.
Бета-полоса,бета-диапазон частот (beta band) - полоса частот выше 14 Гц.
Бета-ритм (beta rhythm) - ритмические колебания потенциала с частотой 14 в 1 с.и более (при перьевых самописцах предел колебаний бета-активности составляет обычно35 Гц)и амплитудой - 10-15 мкВ и выше (обычно не более 30 мкВ);лучше выражен в лобно-центральных областях мозга; увеличивается в этих областях по амплитуде и частоте при физической и умственной работе и эмоциональном напряжении и блокируется при контралатеральных движениях конечностей или тактильном раздражении.
Билатеральный (bilateral) - феномен, выраженный симметрично в обоих полушариях мозга.
Бинауральные биения - ощущаемая разница двух тонов со слегка различающимися частотами, подающимися независимо на левое и правое ухо. К примеру, если частота, подаваемая на одно ухо, равна 200 Гц, а на другое - 204 Гц, то мозг "синтезирует" звук с частотой 4 Гц. Волновая активность мозга может подстраиваться в соответствии с результирующей частотой.
Быстрая активность (fast activity) - активность, частота которой превышает частоту альфа-диапазона частот.
Волна (brain wave;wave) - одиночное колебание потенциала любой амплитуды и формы.
Вызванный потенциал (evoked potential) - волна или группа волн, возникающих в коре или в других структурах мозга в ответ она: сенсорные стимулы, электрическое раздражение афферентных путей; импульсы, поступающие по ассоциативным волокнам; строго фиксированные события, например пропуск очередного раздражения, появление моторной реакции на раздражение и т.п.; вызванные потенциалы (ВП) обычно ниже или соизмеримы с уровнем спонтанной активности, поэтому для их выделения применяются специальные методы: синхронное (когерентное) накопление с помощью специализированных ЭВМ (усреднителей) или универсальных ЭВМ; оптимальная фильтрация и др., наиболее доступные для регистрации в стандартных условиях корковые ВП, выделяемые при небольшом (от 20 до 150) числе суммаций. При особых условиях (широкая полоса пропускания частот энцефалографа от 10 до нескольких кГц и значительно большее число суммаций от1500 до 3000) с области вертекса регистрируются "стволовые" вызванные потенциалы (brainstem evored potentials; far-field evoked potentials).
Выраженность (abundance) - приближенная, качественная характеристика интенсивности биоэлектрической активности в целом, или обилия (богатства) отдельных ритмов ЭЭГ.
Гамма-ритм (gamma rhythm) - ритмические колебания потенциала с частотой выше 35 Гц; применение термина не рекомендуется; предпочтительнее говорить о бета - активности высокой частоты.
Генерализация (generalization) - распространение феноменов ЭЭГ из ограниченных областей мозга на многие или все области.
Герц, Гц (hertz, hя) - единица частоты синусоидальных колебаний; в ЭЭГ в герцах измеряют число волн (колебаний биопотенциала) в секунду.
Гипногогическое состояние (hypnotic state) - состояние между сном и бодрствованием, обычно ассоциируемое с тета - волнами, в котором постепенно утрачивается контроль над сознанием, и личность становится восприимчивой к внушению.
Дезорганиация (disorganization) - нарушение регулярности ритмов ЭЭГ по частоте, форме и амплитуде; связана с исчезновением доминирующего ритма и нарушением пространственного распределения активности по областям мозга.
Дендриты (dendrite) - нитеподобные отростки нервных клеток. Предварительные исследования показали, что аудиовизуальная стимуляция может способствовать их росту, таким образом противодействуя эффектам старения и/или повреждения мозга.
Дельта-волна (delta wave) - одиночное одно - или двухфазное колебание разности потенциалов длительностью более 250 мс
Дельта-полоса, дельта-диапазон частот (delta band) - полоса частот менее 4 Гц.
Дельта-ритм (delta rhithm) - ритмические колебания потенциалов с частотой 1-3,5 в с и с амплитудой от 10 до 250мкВ и более.
Диапазон, полоса частот (band) - полоса частотного спектра, с пределах которого выражены четыре основных ритма ЭЭГ - мы (дельта, тета, альфа и бета).
Доминирующий (predominant) - ритм (или активность), преобладающий на протяжении измеряемого отрезка записи.
Индекс (index) - относительный показатель выраженности какой-либо активности на ЭЭГ; например, 1) альфа ( тета, дельта и т.д.) индекс - время в %, в течение которого на каком-либо отрезке кривой выражена данная активность; 2) интегральный индекс ,характеризующий структуру ЭЭГ в целом, - отношение интенсивности быстрых (альфа + бета) и медленных ( дельта +тета) ритмов; 3) возрастной индекс, характеризующий возрастные сдвиги на ЭЭГ - отношение интенсивностей альфа активности и тета активности и др.
Медленная активность (slow activity) - недостаточно точный термин, характеризующий преобладание в ЭЭГ колебаний потенциалов тета - и дельта -диапазонов частот, обычно недостаточно регулярных и имеющих невысокую амплитуду.
Период, длительность (period, duration) - интервал между началом и концом одиночной волны или комплекса волн; период отдельных волн ритма ЭЭГ обратно пропорционален частоте этого ритма.
Реактивность (точнее, биоэлектрическая реакция), (reactivity) - изменение характера колебаний биопотенциалов мозга в ответ на сенсорное раздражение или другие физиологические или физические воздействия.
Реакция вовлечения (recruiting response) - появление на ЭЭГ ответа на низкочастотное (8-12 в с) раздражение некоторых неспецифических ядер зрительного бугра. Ответ обычно возникает с большим латентным периодом, имеет вид серии волн, следующих с частотой раздражения, с характерным постепенным увеличением и уменьшением (модуляцией) амплитуды волн.
Реакция усвоения, реакция следования, реакция перестройки (photic driving; driving rhythm; flicker response) - появление на ЭЭГ колебаний потенциалов, следующих с той же (или кратной) частотой, что и частота ритмического светового (или звукового) раздражения, усвоение ритма в ответ на прерывистое световое раздражение обычно наиболее выражено в задних отделах мозга в диапазоне частот 6-24 Гц.
Ритм (rhythm) - активность, состоящая из волн, имеющих относительно постоянный период.
Симметрия (symmetry) - 1) сходство рисунков ЭЭГ одноименных областей двух полушарий мозга; 2) сходство формы и величины фаз колебаний потенциалов по обе стороны от изоэлектрической линии; 3) сходство восходящего и нисходящего фронтов волны.
Синусоидальные (sinusoidal) - ритмические двухфазные колебания потенциалов с гладкой, округлой вершиной, приближающейся к синусоиде.
Синхронизация (synchronization) - замена быстрых и нерегулярных колебаний биопотенциалов более медленной и упорядоченной во времени волновой активностью большей амплитуды; феномен противоположен явлению десинхронизации.
Синхрония (synchrony) - совпадение во времени возникновения феноменов ЭЭГ в пределах одного или обоих полушарий мозга.
Сонные веретена (sleep spindles) - появляющиеся во время сна вспышки волн с частотой от 11 до 15 Гц, чаще 12-14 Гц; регистрируются, как правило, диффузно, но лучше выражены в центральных областях мозга; амплитуда варьирует, не превышая обычно 60 мкВ.
Стадии сна (sleep stage) - определенные фазы сна, которые могут быть отграничены наиболее четко с помощью полиграфических записей ЭЭГ и других физиологических функций, включая движения глаз и активность некоторых мышц.
Тета-волна (theta wave) - одиночное, чаще двухфазное колебание разности потенциалов длительностью 130-250 мс.
Тета-полоса (theta band) - полоса частот 4-7,5 Гц.
Тета-ритм (theta rhythm) - ритмические колебания потенциалов с частотой 4-7 в с, амплитудой 10-200мкВ, иногда с веретенообразной модуляцией, особенно в лобных областях мозга.
Триггерная стимуляция (trigger stimulation) - стимуляция в ритме колебаний потенциалов мозга; управление ритмом раздражения осуществляется через специальное устройство обратной связи, путем подачи колебаний биопотенциалов посте их усиления на вход стимулятора; наиболее распространенным является метод триггерной фотостимуляции.
Фокус патологической активности (focus) - ограниченный участок на ЭЭГ (область одного, двух или нескольких отведений), где патологические формы колебаний биопотенциалов отличны от основного фона или имеют значительно большую амплитуду. Примечание. Некоторые отечественные авторы применяют термин "фокус" только для эпилептиформной активности и называют "очагом" локальное появление медленных волн или комплексов острых и медленных волн; однако такое разделение терминов не является общепринятым и не отражено в словаре Международной федерации.
Фотостимуляция, фоностимуляция (photic, phonic, stimulation) - воздействие на испытуемого прерывистого светового или звукового раздражения; используется как способ активации ЭЭГ.
Частота (friquency) - число волн или комплексов волн в 1с.
Электрическая активность мозга (EEG activity) - все виды электрических процессов, генерируемых нейрональными структурами мозга.
Электроэнцефалограмма (electroencephalogram) - запись изменений электрических потенциалов, отводимых с помощью макроэлектродов, расположенных на поверхности головы.
Электроэнцефалография (electroencephalography) - 1) раздел электрофизиологии, посвященный изучению электрической активности головного мозга; 2) метод регистрации биопотенциалов мозга.
Эндорфины - аминокислоты, продуцируемые нервной системой, которые облегчают боль путем взаимодействия с болевыми рецепторами. Предполагается, что искусственные вещества, такие как морфин, имитируют действие эндорфинов.
Аватара пользователя
Александр
Admin
 
Сообщения: 3779
Зарегистрирован: 29 июл 2008, 02:41
Откуда: Краснодар


Вернуться в 2 ст. Развитие внутреннего видения.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron
 Пища Ра – Древняя цивилизация Славяно-Ариев – возврат из забвенияИскалкОПалитраФорумы Ра-ДугаЦерковная ШколаФорумы грибниковМир ВедФорумы РА-СЛАНДИЯРусская СетьМидгард ЗемляДерево РодаНу и погода в Краснодаре - Поминутный прогноз погоды33 буквы алфавитаФайлообменник ФоткиСайт Психобиокомпьютерная ДолинаРЕАЛЬНАЯ НЕРЕАЛЬНОСТЬАниме, картинки смволамиТОРСИОННЫЕ ПОЛЯ И ЧЕЛОВЕКСайт Ведического сообщества Млечный путь