Миражи над Жигулями
Павлович И.Л., Ратник О.В.
Книга самарских исследователей является первой в разрабатываемой
серии "Современные мифы Поволжья" и посвящена анализу некоторых современных
мифов, легенд и быличек, фиксирующих инореальность Поволжья.
В книге проводится анализ результатов поиска различных мифогенных
объектов: волшебной обители "Хозяйки гор", загадочного Жигулевского
водопада, скрытой кладовой Разина и Пугачева, места возведения таинственной
крепости сталинской эпохи - "Белая цитадель". Авторам удалось соединить
мифологическую составляющую информации о Жигулевских быличках с информацией
о реальных объектах и данными полевых экспедиций.
Издание рассчитано на широкий круг читателей, интересующихся
историей родного края.
Рисунки в книге выполнены Д.Ю. Широковым, И.В. Черкашиным.
Об авторах
*Павлович Игорь Львович,* 1964 года рождения. В 1987 году окончил
КуАИ, факультет "Двигатели летательных аппаратов", В 1990 году окончил
факультет "Методологии техническою творчества" Куйбышевского института
ВОИР. В 1992 году прошел заочный курс обучения "Практической психологии"
при МГУ.
Является автором большого количества статей по истории и
краеведению нашего края. Имеет несколько зарегистрированных изобретений в
области двигателестроения. На протяжении ряда лет возглавляет работу
Самарской научно-исследовательской группы "Авеста". Принимал участие в
организации и проведении ряда конференций и семинаров краеведческой и
экологической направленности. Принимал непосредственное участие в
нескольких историко-краеведческих экспедициях. Ведет активную переписку по
данной тематике.
* Ратник Олег Владимирович,* 1954 года рождения. В 1975 году окончил
исторический факультет КРУ. Работает преподавателем истории в СМАЛ. В лицее
руководит работой учебного кружка "Тайны и загадки Земли".
Автор целого ряда статей по краеведению и истории. На протяжении
ряда лет принимал участие в археологических и этнографических экспедициях.
Является вице-президентом группы "Авеста". Принимал участие в организации и
проведении ряда конференций и семинаров краеведческой и этнографической
направленности. Увлекается спелеографией. Известен широкому кругу самарских
телезрителей как один из постоянных участников телепередачи "Наедине со
всеми" телекомпании "Орион".
Предисловие
Фантастическая книга! Так может подумать каждый, кто неторопливо
перелистает и вдумчиво прочтёт написанное здесь. Возможно и не каждый, но
многие. Не соглашусь с таким мнением. Трудно отнести эту книгу к
какому-либо литературному жанру. Она - не только итог умозрительных
заключений, результат многочисленных опытов, не только осмысление
практических наблюдений, но и попытка обобщения опыта жизни многих людей,
многих культур, многих исторических эпох. Все преимущества и недостатки
предлагаемого читателю сочинения происходят именно отсюда - от попытки
столь широких обобщений.
Почему именно нашу матушку-Волгу древнегреческие географы
называли именем древнеегипетского бога Солнца - Ра? Один из ее притоков и
сегодня еще сохраняет название Самара. Напомним, что слог "ра" был очень
важен, и не случайно он входит и в греческое название величайших сооружений
древности - пирамид. Что по имени чего названо? Место по имени реки или,
наоборот, река - Самара - по имени места ее слияния с великой Ра? В течение
тысячелетий многие народы приходили, селились здесь и по-своему произносили
названия гор и рек, известные их предшественникам или соседям: Шамара,
Самбара, Самала, Шамбара. Может быть, одним из древнейших наименований
светлых гор, окруженных обильным течением вод, было слово - "Шамбала"?
Может быть, поименование Волги древними греками - Ра - всего лишь остаток
еще более древнего именования наших мест?
Круг проблем, идей и гипотез, обозреваемых авторами, глобален и
космически широк. Мысль, интуиция, фантазия заставляют нас вспомнить
вселенские построения Е.П. Блаватской, К.Э. Циолковского, Е.И. Рерих, Д.Л.
Андреева, В.И. Вернадского и многих других творцов и исследователей
русского космизма, как обобщающего гуманистического направления в развитии
философии XX века.
В сборнике Московского регионального Клуба исследователей
аномальных явлений (АЯ) "Ноосфера" N1 за 1991 г. В.И. Шашкин обобщает
многочисленные наблюдения неопознанных летающих объектов (НЛО) в регионе г.
Загорска (Троицко-Сергиевска) и, как объяснение причин наблюдаемых там
постоянно АЯ, предлагает следующий вывод: "...активность НЛО в
северо-восточном районе Подмосковья связана с геоструктурой и тектоникой
региона и проявляется по разломам кристаллического основания Русской плиты
и особенно в концах разломов."
Вывод В.И. Шашкина подтверждается мировой статистикой наблюдений
АЯ вообще и НЛО в частности. Они предпочитают проявляться над
геологическими разломами, сбросами, складками и т.п. Наблюдения и
исследования участников ежегодной экспедиции "Звездный мост", организуемой
Клубом любителей фантастики "Летящее крыло", в значительной степени также
подтверждают данные выводы.
Сторонники теории тектоники плит считают Русскую платформу самой
древней и сейсмоустойчивой гранью кристалла Земля. Но и здесь постоянно
происходят процессы подъема и опускания, сбросы и разломы. Крупнейшим
геологическим образованием типа "сброс" на Русской платформе является
Жигулевская дислокация. "Равного ему нет на Русской равнине... Толща
осадочных пород плавно, без разрушения слоев, изогнулась над разломом
фундамента (кристаллических пород)". Что более достоверно, убедительно -
свидетельства современников или старинные легенды и летописные сообщения, -
читатель вправе решить сам.
Книга дает возможность сопоставить, сравнить древнейшие и
новейшие знания о природе и особенностях биоэнергетических зон и аномалий
на Самарской Луке.
В. Степанов.
Введение
_*...Никакие камни с неба падать не могут. Из заключения
Французской академии наук.*_
Эта книга - рассказ о некоторых мифах, легендах, современных
быличках, в настоящее время сохраняющихся в Среднем Поволжье. Редкость и
необычность описываемых в этих историях событий словно специально выводят
их за грань нашей повседневной жизни. Ведь до настоящего времени как
официальная наука, так и большая часть общества вообще отказываются их
рассматривать, учитывать и изучать, ставя под сомнение саму реальность
столь редких и необычных событий, явлений и, что очень важно для
рассматриваемой темы, мифоявлений. (В большей части информационных
источников их принято называть аномальными явлениями).
В старые и новые времена наша жизнь рождала и продолжает рождать
множество легенд, мифов, преданий, быличек. Они сопровождают нас, следуя
сквозь века Возникают новые поколения, а они продолжают жить, будоража наше
воображение. Незаметно, передаваясь по наследству, эти мифы и легенды
претерпевают изменения Новые и старые легенды - это своеобразные хранилища
нашей истории. Они и сами являются пусть и легендарной, но историей,
бережно хранимой народом.
К концу XX в. в современном обществе сложилось устойчивое
представление, что на Земле практически не осталось неисследованного в
природе, а тем более необследованных районов планеты Все как будто бы
знакомо, описано и учтено.
Сегодня известно немало примеров того, как часто в научном
представлении о том или ином явлении невероятное и вероятное менялись
местами. Интересно, что подобное уже происходило в истории науки: рассказы
о метеоритах воспринимались как выдумки суеверных невежественных крестьян.
Ведь было ясно, что сверху, из газообразной атмосферы, ничто твердое падать
не может. Сомнения в достоверности рассказов о метеоритах привели к тому,
что из музейных коллекций были выброшены или уничтожены многие образцы
"небесных камней", как злостные подделки, питающие суеверия. Даже
окружающее пространство еще таит в себе немало сюрпризов. Например, в самом
начале просвещенного XX в., а это сравнительно недавно, отмечались, хотя и
редко фиксировались, случаи загадочной медленной и мучительной смерти
людей, нарушавших негласные запреты на посещение так называемых "плохих"
или "черных мест". Ученые того времени даже не предполагали, что все эти
смерти вполне закономерны и научны. А все рассказы об этом воспринимались
как глупые выдумки суеверных крестьян да городских жуликов. В
действительности после посещения "Черного места" проявлялась лучевая
болезнь, вызванная приповерхностным залеганием руд урана или высокой
концентрацией радона.
Сегодня загадка смертоносных "Черных мест" решена, но сохраняются
другие загадки, например, "Чертовых кладбищ", "Нисхождения огня",
"Уайсбергских дождей", шаровых молний -"Огненных змей", "Громовых камней" и
т.д.
Странствуя по Жигулевским лесам, можно совсем неожиданно
наткнуться на старый капонир, заросший вход в бетонный бункер, или просто
едва приметную "дыру". По данным реестра 1999 г., в Самарской области
известна 51 пещера общей протяженностью более двух тысяч метров, несколько
систем штолен и различные другие подземные сооружения. Большинство
подземных сооружений и легендарных пещер, ведущих, согласно преданиям, к
тайнам "Подземного мира", непроходимы - перекрыты завалами и
глинисто-каменистыми пробками. Без применения специального снаряжения их
невозможно даже проследить.
При входе в один из подобных объектов еще можно различить
полустертую надпись: "Стой! Оставь личное оружие при входе". Это один из
элементов оборонительной системы. Там, в подземных глубинах, если повезет,
можно обнаружить "Сталинец" - старый дизельный генератор и другие машины
непонятного назначения. Существуют описания технических коридоров
обслуживания, где перемещаться можно лишь согнувшись. Там вдоль стен и по
потолку, проложено множество сегодня уже ржавых труб различного диаметра,
электроразводка, вентили, лопнувшие плафоны осветительных фонарей, иногда
даже прожекторные установки, высоковольтные изоляторы, цистерны для
хранения мазута и давно погасшие топки; какие-то распределительные коробки
и системы управления из множества разнокалиберных рычагов... А дальше
темнота, тупик, вода или завал, преграждающие дорогу. Ходы, залитые водой.
Но это все рассказы. Хотя стоит помнить, что даже бункер Сталина в Самаре
до 1991 г. был так тщательно засекречен, что открытие там музея стало
настоящей сенсацией.
Любопытно рассмотреть, как распределяются подобные загадки
(объекты, явления) по территории нашей страны? (Хотя более правильно было
бы говорить о распределении и структуре поступающих в информационное
пространство сообщений о загадках и аномальных явлениях).
В 1995 г. один из научных консультантов группы "Авеста" Самаров
С.А. выступал с докладом-исследованием "Анализ распределения наблюдений
аномальных явлений по территории России" на Третьей городской экологической
конференции, проходившей в Тольятти.
Суть доклада: "При проведении диахронного анализа сообщений о
наблюдении различных типов странных, загадочных и аномальных явлений на
территории России за последние 80 лет было установлено устойчивое
существование во времени четко выраженных географических зон с различной
вероятностью наблюдения АЯ. Для проведения данного анализа было отобрано и
проработано более 1000 случаев сообщений о наблюдениях, имеющих строгую
фиксацию точки наблюдения на местности с погрешностью не более 1 км и
фиксацией наблюдений по времени с погрешностью не более 5 дней.
Учитывая непостоянную плотность населения по территории России и
неравномерность поступающей информации, вычислялась относительная плотность
наблюдений:
* d = N/(S x L), *
где *N* - число наблюдений АЯ на территории площадью *S* с населением
численностью *L*.
Данное исследование указывало на явное несоответствие так
называемых зон однородности наблюдения АЯ климатическому, геологическому
или административно-территориальному делению. Последнее обстоятельство
свидетельствует о существовании некоего фактора X (ныне неясного
характера), порождающего данное явление.
Из материалов доклада видно, что в период 1910-1990 г. Среднее
Поволжье занимало третье место в России по величине относительной плотности
проявлений АЯ.
Ограниченность объема данной книги не позволяет более подробно
рассмотреть этот вопрос и подробнее охарактеризовать области, занимающие
первые два места, а также "выделенные малые области", например, "М-ский
треугольник", "Хоперскую зону" и т.д., в которых характер поступающих
сообщений о наблюдениях АЯ подчиняются совершенно другим условиям.
В настоящее время у авторов нет необходимого объема данных,
свидетельствующих об изменении этого показателя, а так же смене тенденций,
определяющих данный показатель.
По данным архива, собранного авторами на 1993 г., распределение
сообщений о наблюдениях проявлений различных АЯ представляло следующую
картину:
- *первая группа* - сообщения о различных типах НЛО; по всей
России они составляли 53%, для Среднего Поволжья данный показатель
значительно ниже - около 40% из общего количества сообщений; осенью 2000 г.
в небе над Самарской Лукой членами группы "Авеста" было просчитано, а затем
зафиксировано на видеокамеру появление НЛО;
- *вторая группа* - сообщения о различных "Энергетических
проявлениях"; "столбы жесткого света", огненные шары, структурированные
помехи на телевизионных и радиоканалах, "пересмешники", "зоны
радиомолчания" и т.д.; по России данная группа составляет 35%, для Среднего
Поволжья - 20%; весной 2000 г. членами группы "Авеста" на Самарской Луке на
магнитофон была записана загадочная радиопомеха;
- *третья группа* - сообщения о различных "Сказочно-
фантастических существах"; по России - около 6%, для Среднего Поволжья этот
показатель повышается до 12%;
- *четвертая группа* - сообщения об "Инореальности" (или
сложных миражах); по России - около 1,5%, для Среднего Поволжья практически
на порядок выше - около 16%;
- *пятая группа* - прочие (АЯ, не учитываемые в первых четырех
группах); для России - 4,5%, для Среднего Поволжья - 12%.
(_Вопрос анализа природы расхождения приведенных показателей -
Россия-Среднее Поволжье - слишком сложен и плохо изучен, чтобы его можно
было изложить в объеме данной книги_).
Авторами установлено, что разделение микро-территорий Среднего
Поволжья, характеризующихся различным уровнем сообщений о наблюдении
необычного - АЯ, также крайне неравномерно. Последнее, вероятно,
определяется не только особенностями природно-ландшафтных зон или степенью
заселенности того или иного района, но и действием неких совершенно не
учитываемых факторов. (_Самое сложное в работе над данной темой - это прежде
всего наличие доказательств существования данных Загадок, установление их
достоверности_).
С 1989 по 2000 гг. самарская группа исследователей-краеведов вела
изучение мифологического пространства Поволжья: сбор и, по возможности,
проверку любых сообщений о таинственном и загадочном в Поволжье. В Среднем
Поволжье было выявлено 108 таких объектов, из них к 2002 г. первично
обследовано лишь 34. Эти сообщения были устойчиво привязаны строго к
территориям конкретных районов, иногда к природным или историческим
памятникам.
Проводить данное исследование было непросто - письменных
источников и документов было крайне мало. Работа велась на основе
многолетнего сбора старых краеведческих публикаций, поиска в архивах,
анализа рассказов множества людей и материалов экспедиционных поездок.
При работе нами использовались четыре основных вида информации.
Первый - то, что мы видели сами в ходе наших экспедиции. Второй -
"адресные" рассказы очевидцев, между собой никак не связанных,
подтвержденные вторичными внешними признаками реальности,
свидетельствующими в пользу очевидца. Третий - литературные данные.
Четвертый - молва и поверья, неопределенное наследие народа.
Анализом мифо-пространства Самарской Луки занималась самарская
группа "Авеста" с 1987 по 2002 гг.
В журнале "Техника - молодежи" N9, 2000 г. была опубликована
статья Александровых "Легенда остается", посвященная исследованию тайн и
загадок Самарской Луки. Эти авторы приехали на Самарскую Луку, не получили
подтверждения своим ожиданиям и принялись "развенчивать" легенду,
"отвращать" других ищущих. При этом они даже не посчитали нужным встретится
с самарскими исследователями, многие годы занимающимися разработкой данной
проблематики. (Наш ответ на данную публикацию, отправленный в редакцию
журнала, остался без ответа).
Другой пример: известный исследователь В.Н. Дёмин в книге "Тайны
земли Русской" пишет: "Мой хороший знакомый, известный исследователь и
автор множества публикации В.А. Чернобров, вот уже много лет пытается
проникнуть в огромную подземную пещеру, расположенную на Самарской Луке, в
районе притока Волги Медведицы (как раз "за рекой Росой"). Сама пещера была
взорвана в 1942 г. советскими войсками, отступавшими под натиском
фашистских полчищ...". Как говорится, комментарии тут излишни!
К нашему огромному сожалению, подобное "освещение" данной
проблематики встречается и в Самарских изданиях: например, статья некой С.
Еременко "А каменный Воин вход сторожит" (подзаголовок статьи "Как найти
Шамбалу"), опубликованная в самарской вкладке газеты "АиФ" N1-2, январь
2002 г..
"Следы Хранителей Шамбалы ищущие обнаруживают повсюду. Стерегут
вход в Шамбалу Конь и Воин - природные каменные скульптуры Рачейского бора.
Исчезает и вновь появляется загадочное озеро Елгуши... и озеро глубиной в
океан в селе Якушкино... Лучистые столбы, иногда появляющиеся у горы
Верблюд прямо из воды, - это три пограничных поста у входа в заоблачный
мир. Старцы, изредка показывающиеся из жигулевских пещер, - вестники
Шамбалы. Поющие кусты у подножия Молодецкого кургана, дескать, напоминают
человечеству о величественной космической музыке... А таинственные голоса,
слышащиеся в Каменной Чаше, - это повелительный зов в Заоблачную страну..."
- издевательский стиль подачи данного материала вызывает сильнейшее
недоумение. Подобное "творение" можно объяснить лишь желанием
дискредитировать данную тематику.
Иногда в литературе встречаются забавные курьезы. Например, после
"редакционной правки" в журнале "Техника-молодежи" N7, 1990 г. на карте
Самарской Луки, где обозначены аномальные зоны, город Новокуйбышевск
"трансформировался" в город Новомосковск.
Достигнутые результаты были представлены в ряде статей в журналах
"Техника - молодежи" (N7, 1990 г. "Миражи и призраки над Жигулями"),
"Уральский Следопыт" (N10, 1991 г. "Многоэтажная Вселенная"), "Свет" (N11,
1985 г. "Серпентоиды Самарской Луки"), "Свет" (N1, 1987 г. "Пата-Кабуся.
Кто он?"), "Свет" (N4, 1998 г. "Грифоны Самарской Луки") и в многочисленных
газетных публикациях. Отдельные материалы представлены на некоторых
страницах интернет-пространства.
Была проведена большая кропотливая работа по сбору крайне
рассеянной информации.
В этой книге сделана попытка соединить мифологическую
составляющую информации о Волжских чудесах и загадках с информацией о
реальных объектах и данных полевых исследований.
Что говорят очевидцы?
Большинство зафиксированных группой "Авеста" рассказов очевидцев
о необычном относятся в основном к периоду 1972 -1993 гг. Это время, когда
своеобразный региональный "центр необычного" - Самарскую Луку - посещало
довольно много людей. Сегодня в эти места ездят немногие, ненадолго и с
целями крайне прагматичными, например, набрать ягод, грибов, наловить рыбы.
Ходят эти люди по строго определенным маршрутам, сделали дело и скорее
домой, в город.
Современные мифы, легенды, былички Среднего Поволжья о необычном
в значительной степени анонимны. Рассказчики, в большинстве своем,
предпочитают сохранять безымянность. Большая культура, в отличие от
мифо-субкультуры, склонна считать "информацию с большим коэффициентом
странности" сомнительной или несуществующей. Отсюда берут свое начало
многочисленные насмешки, подозрения в мистификациях и обмане "говорящих
очевидцев". Авторы не раз слышали нечто подобное: "Ладно, вам я расскажу,
но вообще что это такое, я не знаю. И если вы про это говорить или писать
будете, на меня не ссылайтесь". Местные жители практически не фиксируют
что-либо необычное в своем окружении и не проявляют к нему любопытства.
Очевидец, не желающий рисковать своей репутацией, либо вынужден молчать,
либо ограничится обсуждением происшедшего в кругу своей семьи или с
друзьями. Иногда, с течением времени, при определенных обстоятельствах, он
может, сохраняя определенную степень анонимности, попытаться найти
заинтересованных слушателей или специалистов. Но и при этом он будет
рассказывать о своих впечатлениях, как умеет. Вот почему авторы книги,
стараясь дать максимальное количество ссылок, выполняя личные просьбы,
старались сохранить инкогнито наших рассказчиков.
Свидетельства исторические
По мере проведения предварительного сбора информации о
"современном необычном" появилась необходимость ознакомиться с
историческими свидетельствами. В идеале нам хотелось бы обнаружить что-то
подобное замечательной книге "Тысячелетняя летопись необычных явления
природы" (1), но для Поволжья. Скажем сразу, такого труда найти нам не
удалось. Более того, выяснилось, что даже просто записанных старых сказок и
легенд мало. Первые доступные свидетельства - это случайные и разрозненные
описания XVI-XVIII вв. Старые карты, документы и описания Поволжья погибли
в огне пожара Москвы 1627 г. Но и многие из уцелевших карт, например, карта
венецианца Фра-Мавро 1459 г., практически не изучены.
_Цифры в круглых скобках - ссылка на источник литературы, список
которой приводится в конце каждой главы._
Большинство специалистов-историков сходятся во мнении, что в
общих работах по истории России история Среднего Поволжья излагается с
недостаточной полнотой. Объективного объяснения этому нет. Лишь
фрагментарно исследованы архивы волжских городов. Совершенно неизвестны или
крайне сложно доступны многие свидетельства очевидцев, например, описания
Поволжья англичанина Дж. Кэстля (1737), Самарский архив Татищева В.Н.
(1688-1750 гг.), бумаги его предшественника И.И. Кириллова (1733). Описания
губерний и провинций путаны и противоречивы. Существует огромный
историографический провал фиксации событий, происшедших на данной
территории. Большая часть Самарских архивов погибла в огне опустошительной
череды пожаров 1700-1856 гг. Из необычного в Самарских хрониках лишь
удалось найти два зафиксированных случая "пролета над Самарой большого
огненного тела" (метеорита?) 26 января 1852 г. (2) и 31 марта 1853 г.
"31 марта 1853 г. в десять часов пополудни, над Самарою в воздухе
блеснул огонь в виде молнии. Из этой воздушной вспышки образовался метеор в
виде белого шара, который пролетел довольно большое пространство, имея
направление с юга к северу, искрами в виде бенгальских огней".
Кто и зачем мог это делать?
Поиском необычного в Поволжье уже занимались жившие и работавшие
в этих местах такие таинственные исторические фигуры, как герцог Николай
Лейхтенбергский (1866-1867 гг.) (_указываемые здесь годы - годы проживания
или работы данных лиц в Самаре_), потомок древних Иерусалимских Королей и
легендарной феи Мелюзины - принц Михаил де Люзиньян (1874-1878 гг.),
археолог-мистик Ф.Д. Нефедов (1887-1888 гг.). Последний был первым, кто
производил здесь раскопки, о которых до нашего времени дошли лишь весьма
отрывочные, но интригующие слухи. Потом здесь проводил изыскания Великий
князь Георгии Александрович Романов (1891), представители рода
Орловых-Давыдовых, обеспечившие запрет на любые изыскания на Самарской Луке
почти на сто лет (3), князья Щербатовы и, уже в тридцатых годах XX в.,
здесь занимался изысканиями и организовывал заповедник Алексей де Ливрон,
один из прямых потомков и наследников русской ветви старинного французского
рода основателей Ордена Тамплиеров. Это яркие и колоритные фигуры. А
сколько было в те годы безымянных изыскателей?
И, вероятно, не случайно именно Среднее Поволжье в конце ХIХ в.
стало своеобразным местом сбора приверженцев практически всех основных
тайных и апокрифических учений России: Белые Голуби, Хлысты, Бабушкино
Согласие, Беседники, Староверы Рябинного Креста и т.д.
Например, существует легенда, что еще в 1671 г. в район
Жигулевских гор по царскому указу была снаряжена специальная изыскательская
экспедиция. Вел ее Фрол, брат недавно казненного в Москве Степана Разина.
Что они искали и что нашли, куда потом делся Фрол, - все это перешло в
область легенд и быличек.
Детальное научное, но мало доступное изучение Среднего Поволжья и
Самарской Луки, в том числе подземных пустот, карстовых пещер было
произведено во время инженерно-геологических изысканий, связанных с
проектированием и строительством Куйбышевской ГЭС им. Ленина в период с
1930 по середину 60-х г. и сопутствовало поиску нефти. Большинство этих
отчетов либо мало интересны, либо трудно доступны. Иногда они сами
формируют мифологическое пространство.
Существует легенда, что в начале 70-х гг. по заданию военного
ведомства большую работу по учету и обследованию карстовых пустот, пещер,
бесхозных естественных и искусственных подземных объектов провели
спелеологи туристического клуба "Жигули". Но доступ к этим отчетам закрыт
до сих пор.
Зона биологической защиты
Проанализировав всю совокупность доступных авторам сообщений,
можно предположить, что как явление *Зона биологической защиты* проявила себя в период 1989 - 1992 гг. Она фиксировалась большим числом сообщений,
когда различные животные, чаще всего мелкие грызуны, птицы, обычно
избегающие человека, и насекомые целенаправленно атаковали людей,
пересекающих некую границу. Суслик, мертвой хваткой вцепившийся в ногу,
ворона, бьющая в лицо. Все это не смертельно, но каждый раз поход,
прерванный подобным образом, приходилось сворачивать.
Сюда же относится нетипичное поведение собак, отказывающихся идти
через некий незримый рубеж, а при насильственном их перемещении через эту
черту набрасывающихся на хозяев. К феномену биологической Зоны защиты можно
отнести и ощущения внезапной тяжести в голове, вялость, апатию, сонливость,
приступы необъяснимого страха, немотивированные драки, до поножовщины,
между закадычными друзьями. Более слабым проявлением биологической защиты
считается такой эффект, когда на маршруте не получались фотографии или
впоследствии непонятным образом засвечивались пленки. Например, фотографы
были уверены, что перемотали пленку в кассету и пора открывать затвор...
Анализ поступавших в этот период сообщений показывал динамику
изменения как границ зоны, так и ее активности. В настоящее время что-либо
подобное на Самарской Луке практически не наблюдается, вернее, авторы не
имеют сообщений о чем-либо подобном.
Пермская М-зона и Самарская Лука
Еще в начале 90 гг. XX в. авторов поразил довольно загадочный
феномен. Большой отряд волжан, интересующихся проблемами Непознанного,
отправился за сотни километров на Урал исследовать хорошо раскрученный
феномен Пермской М-Зоны. И в этом не было бы ничего странного, за
исключением одной детали. Большинство этих "интересующихся загадочным" были
совершенно равнодушны к феноменам родного Среднего Поволжья.
Наше недоумение на этот счет лишь усилилось после возвращения
первой группы. М-зона демонстрировала все тот же стандартный набор
"Непознанного", уже хорошо известный исследователям по Самарской Луке:
светящиеся шары, диски, фосфоресцирующие лучи, примятую по эллипсу траву,
перерубленные и обугленные деревья и т.д.
Схожим был и главный источник информации обо всех этих феноменах
- слухи, рассказы "очевидцев", случайные и малопонятные фотографии и,
конечно, данные "экстрасенсорной разведки"... Было аналогичным и различное
восприятие "неизвестного" - кто-то видел и ощущал все весьма четко, кто-то
едва различал лишь некие "тени", а кто-то вообще ничего не видел.
(Последними их впечатлениями о Пермской М-зоне были испоганенная
и загаженная пойма реки - через каждые 50 м кострища, мусорные свалки,
почва изрыта следами машин и тракторов...).
Наши М-зонщики видели и признали эту схожесть, но странным
образом они почему-то могли и хотели ехать "работать" в Пермь, но не могли
этого делать у себя в Поволжье. С чем это было связано - более подробно мы
поговорим в третьей части цикла "Играющие Тени".
Литература к введению
1. Борисенко Е.П. "Тысячелетняя летопись необычных явлений
природы", - М.: Мысль, 1986.
2. Журнал "Отечественные Записки". 1852. N5. Отд. 3.
3. "Река в плену". - Москва-Самара, 1931.- Стр. 23-24.
Глава I. Легенды и реальность
1. Теория современного мифа
_* Очевидцы обычно не проверяют достоверность вещей, которые
видят собственными глазами. Карл Густав Юнг, "Один современный миф". *_
Проблема определения и толкования мифа - одна из сложнейших и
вероятно наименее проработанная в гуманитарных науках. И это довольно
странно, поскольку предполагается, что многие тысячелетия именно миф играл
центральную роль в духовном развитии человечества. Различные исследователи
пытались понять природу мифа, используя историческую психологию,
фольклористику, религиоведение, этнологию и целый ряд других гуманитарных
дисциплин. В XX в. в этом направлении работали специалисты в области
информации. Но общепринятой теории мифа - так и не было создано. Понятие
"миф" оказалось слишком сложным и неоднородным явлением, чтобы можно было с
достаточной полнотой описать его с помощью системы взаимосвязанных и
непротиворечивых понятии, осознать его структуру и определить законы
развития.
В этой работе нет возможности погружаться глубоко в проблему
познания теории мифа, и приходится затрагивать только те ее моменты,
которые важны для понимания сути рассматриваемой темы, тем более, как уже
говорилось, большинство современных исследователей до сих пор расходятся во
взглядах на природу мифа. Миф - это особая конструктивная система образных
представлений, с помощью которых человек пытается объяснить различные
явления природы и общества. Миф является составной частью двух
информационных систем, выражаемых, как легенды и предания (1).
Легенда (от лат. legenda, буквально то, что следует прочесть) -
сообщение об историческом событии с элементами чудесного, претендующее на
достоверность.
Предание - устная форма передачи знаний из поколения в поколение.
В народно-поэтической форме повествование о реальных лицах и событиях, с
добавлением элементов фантастического для рассказчика или слушателя.
Быличка (бывальщина) - в русском народном творчестве короткий
устный рассказ о будто бы имевшем место невероятном происшествии. Миф - это
не простое повествование, а в своей основе исторически обусловленный способ
восприятия мира человеком на определенной ступени развития общества и
самого человека (2).
Миф не просто возникает на основе реалий бытия, а скорее
использует их для своего проявления. По представлениям французского
этнолога К. Леви-Строса "Миф - это поле бессознательных логических
операций" (3). Мифы приурочены к окружающей местности - они как бы
составляют карту освоенной территории. Это некая познавательная система
неясного принципа и назначения. Миф является исходным понятием мифологии
(Мифология от греч. Mythologia, Mytho - предание, сказание, loggia - слово,
рассказ, учение).
(_Мы пытаемся разобраться в этом наследии, подчас не отдавая себе
отчета в его истинном назначении Сказочная история может казаться очень
необычной, подчас даже фантастической, но это и есть процесс глубинного
народного мифотворчества, базирующийся на чем то недооцененным, не до
изученным историками и краеведами. Поэтому в данном издании и делается
первая попытка разобраться в том легендарном наследии, которое окружает нас
и является безусловно весьма интересным. Мы не сомневаемся в том, что наша
книга будет интересна широкому кругу читателей интересующихся историей
Отечества и краеведенья. Данная книга содержит лишь небольшую часть
собранного и обработанного материала. Продолжение ждите в следующих
книгах_).
В конце 30 годов XX века французский ученый Л. Леви-Брюль
утверждал, что миф - комбинация коллективной памяти и системы ассоциаций по
смежностям.
Утверждение, что внимание избирательно, звучит почти как
тавтология. Но каковы психологические механизмы этой избирательности,
сегодня не знает никто. Еще античные авторы, такие как Гиппократ, Геродот,
Полибий, установили, что географическая среда влияет на обычаи, нравы и
некоторые общественно-исторические процессы. Климат, ландшафт,
электромагнитные поля, распределение загрязняющих веществ - все формирует
психологическое восприятие мира человеком. Любое восприятие и осмысление
окружающей среды эмоционально окрашено. Если воспринимаемая исследуемая
среда достаточно "богата", чтобы подтверждать более чем одну альтернативную
точку зрения (в пределе оптимист - видит бублик, пессимист - дырку от
бублика), ожидания (определяемые мифосоставляющей сознания) могут повлечь
за собой кумулятивный эффект в отношении воспринимаемого.
Влияние мифа проявляется в том, что он определяет выбор именно
данной информации, тогда как в отсутствие некоторых заранее имеющихся
структур, а миф - это последняя обобщающая и заполняющая разрыв в опыте
структура, информация вообще не может быть усвоена.
Миф работает с такими сложными психологическими составляющими,
как "аберрация близости - дальности", когда в рассказах фиксируется либо
значительное преувеличение грандиозности недавних событии сравнительно с
более ранними, либо невероятное выпячивание далеких событий с их наложением
на современность. Миф нарушает и устойчивость "аберрации состояния", когда
естественное восприятие наблюдателем динамики долго идущих процессов,
воспринимаемых как совокупность статических состоянии, замещается некими
провалами и скачками в фиксации окружающего.
А. Буровский (4) писал: "Всякое государство и всякий народ
неизбежно создает легенды про самого себя. Так получается даже против его
собственной воли: события истории истолковываются так, как их бы хотелось
увидеть. Желание подтвердить верность своих представлений о мире, своих
предрассудков оказывается сильнее фактов. Испорченный телефон исторической
памяти отодвигает в тень одно, высвечивает другое, напрочь блокирует память
о третьем, придумывает четвертое... Каждый народ творит миф о самом себе,
переосмысливая историю в духе, нужном ему на данный момент. При этом
подвергаются анализу никакие не исторические факты, а некоторые утверждения
или весьма далекие от истины представления".
Отличие классического (древнего) мифа от мифа современного есть
переход от целостного взгляда на мир, где человек и мир субъективно -
объективно едины и существует бинарная оппозиция "хаос - порядок",
"сакральное - обыденное", к нарастающей фрагментарности осознания мира и
его явлений. С течением времени в обществе меняется само распределение
познавательных систем, тем самым миф охватывает не только элементы
естественной природы, но и глубинные психические процессы, протекающие в
сознании человека.
И сегодня действует некий фактор X, какой-то внешний стимул
неясной природы, активизирующий мифологический слой мышления. Его
воздействие приводит к формированию новых мифологических образов, но
последние неизбежно искажаются под влиянием более молодых слоев сознания.
Меняется само понятие чудесного, фантастического и невозможного. Например,
идея полетов по воздуху или падение камней с неба.
Так сегодня "Архетипы" К. Юнга или "Традиция запредельного" Рене
Генона нагружаются новым содержанием и предстают в новых обличьях, но
создаваемая таким образом структура - все тот же миф, пусть и заметно
преобразованный (6). Представляется, что современный миф - это ответная
реакция общественного сознания на возникновение любых разрывов в опыте
социума, когда классические источники информации или системы познания по
каким-то причинам, гносеологическим или социальным, срабатывают
неадекватно.
История умеет хранить свои тайны и главные помощники ей в этом
сами люди. Наша память коротка и консервативна. Главным образом человек
живет повседневными заботами и судит о прошлом с позиции современного ему
опыта. Преодолевая эту тенденцию, авторы постарались следовать мудрому
завету Геродота, который давным-давно сказал: "Я обязан передавать то, что
говорят, но верить этому я не обязан".
Необходимо понять, что сообщения и факт, миф и реальность - это
разные вещи. Проверка любого сообщения, а тем более мифа -дело
выматывающее, порой растягивающееся на годы.
С 1909 по 1932 гг. американский исследователь Чарльз Форт собрал
и составил картотеку из более чем 40 тысяч (!) описаний странных событий,
имевших место в Европе и Северной Америке в основном за последние два
столетия. Творчество Форта - редчайшая смесь поразительной
работоспособности в собирательстве загадочных сведений, обнаруженных им в
различных старых газетах и журналах, и ... "убийственных", совершенно
необоснованных скоропалительных выводов при осмыслении найденного.
Будучи далеки от мысли в данной работе рассмотреть все
современные мифы, остановимся лишь на одном из них - мифе об иной
реальности.
2. Миф об иной реальности
_* Существует немало историй о людях, побывавших в Иной
Реальности, а потом вернувшихся и поведывавших об увиденном. Дж. Мичел, Р.
Рикард "Феномены Книги Чудес". *_
Хороший подбор примеров реальности иного рода представлен в книге
Дж. Мичел и Р. Рикард "Феномены Книги Чудес." (5). Мы рекомендуем ее
читателям.
Английский исследователь Р. Рамсей в книге "Открытия, которых
никогда не было" (6) рассказывает о целой череде так называемых мнимых
открытий, зафиксированных в свое время картографами, а затем стертых с карт
мира. В ней есть множество примеров таких открытии - от сверкающего золотом
Эльдорадо, волнующего Южного континента, до прозаических пустынных
скал-островов или областей торговцев овцами.
Интересным, на наш взгляд, примером такого рода является
исчезновение в Западной Европе в промежутке где-то между 1158 г. и 1175 г.
целой страны-области Импеты (Пчелиная страна), активно торговавшей с
другими государствами континента.
Географы многих стран и народов фиксировали открытия, которых
никогда не было сделано. В атласы, на карты попадали области и объекты, не
существующие на Земле. Неведомые земли, моря, острова, страны... На каком
основании они появлялись на картах, когда и почему были стерты? Это далеко
не простые вопросы. Вероятно, большинство этих объектов появились в
результате различных ошибок первооткрывателей, либо прямой дезинформации
картографов конкурирующими группировками. Р. Рамсей (7) указывает: "В эпоху
Великих географических открытий все картографические материалы
классифицировались, как чрезвычайно секретные, многие из них остаются
недоступными для изучения и по сей день. Возможно, что среди них есть,
например, карты, указывающие на те места, где, как предполагали, находилась
страна Эльдорадо или копи царя Соломона".
Ныне принято считать, что исследования обитаемых районов мира
доведены до конца. Иногда допускается лишь мысль о возможном существовании
неоткрытых небольших островов. Острова в современном мифосознании обладают
особой притягательной силой. В существование волшебных островов: Пэнлай,
Фанчжан и Инчжоу верили древние китайцы. Они полагали, что там живут
Бессмертные. Слухи об этих островах казались настолько реальными, что
китайский император Цинь Шихуан в III в. до н.э. послал на поиски страны
блаженных специальную экспедицию. Эта экспедиция пропала без следа. Погибла
или достигла островов? И если да, то каких? Некоторые исследователи
предполагают, что мореплаватели попали на Японские острова или даже
западное побережье Америки, но доказать эти версии крайне сложно. Через
несколько десятилетии другой император - Сяо-У снова отправил другую
экспедицию в край блаженных... Она также не вернулась. (8) Согласно другим
легендам эфиопы так же отправляли особые экспедиции раз в 600 лет на
"счастливые острова". Вероятно, в человеческой культуре был период, когда
обитаемая территория мыслилась окруженной обширными неизведанными
пространствами, большая часть которых являлась враждебной людям. С
некоторыми областями, их обитателями можно было торговать или
путешествовать туда, но большинство из них оставались запретными или
закрытыми. Северо-запад Европы - край, где, вероятно, наиболее долго
сохранялись контакты людей с закрытыми (или запретными?) землями - Далекими
островами.
"О многих мифических странах мы узнаем из летописей русской
истории: Сказания об Индийском царстве, старообрядческом Беловодье,
Мангезеи - "городе бородатых", Араратском царстве молокан, земле Андреева,
серебряных и золотых островах, невидимом граде Китеже. Прекрасна "зеленая
земля" Ледовитого океана. Жители ее ведут уединенный образ жизни.." - пишет
в своей работе "Фантомы на географической карте" (По следам мифических
открытий) известный исследователь Максимилиан Эндрюс (9). Причем, как в
России, так и в Европе, все эти легенды подтверждались дневниками
путешественников, свидетельствами и картами. В волшебную страну Магонию
верили в темные века в основном во франкоязычных странах.
Другие миры
_*"И пред престолом море стеклянное, подобное кристаллу".
Апокалипсис, 4-6.*_
Человек вступил на Луну. "Маленький шаг для одного человека -
огромный шаг для всего человечества," - сказал тогда Армстронг. Каждая
секунда пребывания на Луне экипажа "Аполлона-II" стоила Земле десятки тысяч
долларов. А ведь это была только Луна. Даже близкий к нам Марс остается
пока недоступным для человека. Но судя по различным мифам в древности люди
часто посещали другие миры, поэтично именуя их "Далекими островами", а их
обитатели посещали Землю. Наблюдая за первыми шагами человека по лунной
поверхности, астроном из Марселя Эрик Герье вспомнил, что когда-то читал
нечто похожее... Память заработала, и вспомнилось неожиданное: "Бледная
Лиса!" Первое в истории человечества прилунение живо напоминало описанное в
догонском мифе прибытие "ковчега Номмо", а следы астронавтов вызвали в
памяти след медной сандалии Номмо" (10).
Описаниями удивительных стран полна древнекитайская книга "Книга
гор и морей": "Существует страна Шоума. Если даже жители Шоума стоят прямо,
то тени у них нет. Там стоит такая жара, что невозможно передвигаться.
Когда они кричат, то ничего не слышно. Сам воздух там светится" (11).
Сохранились описания мира, где небосвод освещало несколько солнц. В
некоторых вариантах этих историй боги или герои уничтожают лишние светила,
в других сказаниях люди просто покидают эти неблагоприятные земли.
Можно проследить, как в течении многих веков утрачивались знания
о "Далеких островах", достоверная информация становилась слухом: "Говорят,
будто к югу над нашим небом есть еще другое небо, и зовется оно Андланг, и
есть над ним и третье небо - Видблаин и, верно, на том небе и стоит этот
чертог, город Гимле.. Но ныне обитают в нем, как мы думаем, одни лишь
светлые альвы (эльфы)," - повествует скандинавская "Эдда" (12).
Австралийские племена Аранда сохранили предание, что путь в потусторонний
мир открывается во время гроз, ударами испепеляющих молний...
В Библии фигурируют "окна неба", в Китае помнят "двери неба",
открывающиеся время от времени по тому или иному случаю. Согласно одной из
легенд, жившему в V веке китайскому императору Сюаннь-ди как-то
посчастливилось узреть "Врата неба" открытыми, когда он проезжал близ горы
Ляоян.
Святой Брандан, пустившийся в свое рискованное путешествие среди
зачарованных островов Атлантики (484-577 гг.), был вынужден идти строго по
пути другого святого мужа по имени Мернок, открывшего в глубокой древности
путь в волшебные сады Эдема. Странствуя в Атлантике, святой Брандан видит
много необычного -это и волшебные дворцы, и огнедышащие драконы, и крылатые
ангелы и многое другое. Интересен некий волшебный купол с колонной: "Столб
был таким высоким, что вершина его едва виднелась. И хотя казалось, что он
близок, нам потребовалось три дня, чтобы его достичь. Он был покрыт
серебряным куполом из необычайно тонкого вещества. Мы проникли через
отверстие в куполе и оказались в море, воды которого были настолько
прозрачными, что можно было различать основание столба, упирающегося в
морское дно" (13).
Что-то подобное читаем мы в ирландской саге "Плавание
Майль-Дуйна": "Они (путешественники) плыли затем, пока не подъехали к
гигантскому серебряному столбу. Четырехгранный был он, и каждая сторона в
два удара корабельных весел: чтобы объехать его, требовалось восемь ударов
весел. Ни клочка земли не было подле него - один бесконечный океан. Не
видать было ни основания столба, ни вершины его - так высок он был. С верха
столба спускалась, широко раскинувшись, серебряная сеть, и корабль со
свернутыми парусами проплыл через одну из петель ее. Они услышали с вершины
столба голос мощный, звучный, но не могли понять, ни кто говорит, ни на
каком языке" (14).
Сохранилась память о волшебном городе Арин, некогда созданном в
виде купола или башни.
Подобные истории рассказывали и арабские путешественники: "И
вдруг передо мною блеснуло на острове что-то белое и большое; и тогда я
слез с дерева и отправился к этому предмету, и шел в его сторону до тех
пор, пока не дошел до него. Это был большой белый купол, уходящий ввысь и
огромный в окружности (пятьдесят полных шагов)." (15)
И сегодня в интернет-пространстве иногда появляются довольно
любопытные сообщения, описывающие инореальность, но уровень их
достоверности нам неизвестен. Таков, например, затерянный мир Рораймы,
расположенный в юго-восточной части Венесуэлы, на границе с Бразилией, на
реке Карони (правый приток реки Ориноко). Немногочисленные исследователи,
якобы побывавшие в этих местах, сообщают много фантастического. Например,
"вечное лето со странной сменой дня и ночи. То, по времени в несколько
суток, на плато стоит ясный солнечный день, то вдруг неожиданно, на
несколько часов, сгущается кромешная тьма".
"Путь Гуся"
_*"Пред ней прозрачный мир: аркада за аркадой, и башни и столпы,
чудесны и легки; мосты, повисшие над серебром реки; дома, и Бэла храм
торжественной громады". В. Брюсов.*_
Сохранились предания о "Старом пути в иное", известном как "Путь
Гуся", "Путь Мелюзины", "Тропа Дракона", "Улитка Огней". Это путь сложной
траектории, не связанный с видимым рельефом местности. Необходимо отметить,
что некоторые исследователи рассматривают эти "пути" как своеобразное
путешествие-посвящение.
В литературе сохранилось наиболее полное описание такого пути по
территории Франции. Предполагается, что дополнительная информация о "Пути
Гуся" сохраняется до настоящего времени в правилах игры в "Гусек". (Мы
будем крайне благодарны нашим читателям за любую информацию о "Гуське").
Другой путь - "Леи". Леи - "энергетическая полоса" шириной 1-2
км, это прямая линия или траектория сложной формы, практически не связанные
с природным рельефом. Про Леи известно немного. Например, некоторые
исследователи выдвигают предположение, что данные линии были известны еще в
древности. В конце Каменного века они были отмечены различными
мегалитическими сооружениями. Предполагается, что даже такое современное
слово, как колея, произошло от названия "Старого пути" - Лея.
Уже в начале 30-х годов в Англии был организован "Клуб
исследователей Старого прямого пути". Данные изыскания не прерывались и в
последующие годы. С 1977 г. некоторые исследователи Америки и Европы
приступили к осуществлению некоего проекта "Дракон". Суть его - изучение
феномена Леи с самых различных точек зрения. (_Детали данного проекта нам
неизвестны_).
Возможно европейские Леи имеют прямые аналогии в энергетической
концепции древне китайского учения Фэн-Шуй. Но данный вопрос не проработан.
Другая версия толкования Лей - это восприятие их как
энергетических линий неизвестной природы, соединяющих две, иногда
значительно разнесенные в пространстве, равнозначные точки единого Древнего
пути - Волшебные Дороги.
В Среднем Поволжье образ Волшебных дорог олицетворяется в образе
"Дороги графа Орлова". (_Более подробно речь об этом пойдет в главе "Дорога
графа Орлова"_). Данная версия перекликается с возможностью существования
смежных, сопряженных пространств инореальности, а следовательно, и
возможностью проникновения в них, и в какой-то степени обосновывается
современной гипотезой рассмотрения Земли, как энергосилового кристалла.
Согласно этой гипотезе различные сопряженные грани кристалла-пространства
оказываются связаны некими устойчивыми геоэнергетическими линиями,
путешествуя вдоль которых можно переходить с грани на грань, из одного
пространства в другое.
Загадочные Леи современное теософское предание связывает с
легендами о неких "Вратах", в древности соединявших различные миры -
пространства.
В подобные "Врата" верит и пытается их активно искать профессор
Э. Мулдашев (16).
Эти Врата - Мосты были крайне важны в ледниковую эпоху для
выживания рода человеческого. После гибели Атлантиды и отступления льдов
большинство "Врат" были закрыты, запечатаны, и "серединная Земля" (наша
Земля) оказалась отрезанной от других миров. Некоторые исследователи
связывают данное предание с древними легендами о "Возведении Стен"" и
запирании "проклятых народов" (Гога и Магога, Яджудж и Маджуж и других).
"Александр Двурогий воздвиг огромную стену из бронзы, смолы и серы, за
которой и запер дикие народы до той поры, пока они не вырвутся на волю в
день страшного суда..." (17).
В современных легендах "Запечатывающие" известны под именем
"Ночные Сторожа".
Они - "хранители ночи" и магического "Дворца 50 Дверей"
(Каббала). "На каждые из сторон горизонта выходит по 10 дверей, ведущих в
иные миры, 9 других ведут вверх, в небо и только одна, главная дверь ведет
в Ночь" (18).
"Запирание" Врат было не полным, вот почему еще и сегодня
некоторые обитатели других миров продолжают попадать в наш мир. Откуда они
могут приходить?
Современные легенды и предания позволяют предположить, что связь
между различными мирами не была разорвана полностью. Используя
сохранившиеся "Врата - Переходы", обитатели одних миров могут попадать в
другие. Уральские легенды говорят: "Погляди по озерам и увидишь: в одном
камень тычком стоит, вроде горки. С одной стороны сосны есть, а с трех
голым - голо, как стены выложены. Вот это место и есть. Кто с золотом
доберется до этого камня, тому ход откроется вниз, под озеро. Луга там,
табуны конские, овечьи. Одним словом, приволье." (19).
Проанализировав большинство мифо-сообщений, можно в общем
охарактеризовать места появления сказочных существ. В сказках указывается
некий каменный остров, чаще всего как-либо связанный с подземными
полостями, окруженный водой, или мыс на болоте. (_Например, вспомним, что
волшебный Авалон находился на Яблочном острове. Валтийские мифы
отождествляют его с небольшой возвышенностью среди обширнейших болот в
графстве Сомерсет, юго-западная часть Уэльса. Это стеклянный остров
валтийских легенд, сквозь который видны скалы, звезды и облака, но для тех,
кто там обитает, он изобилует деревьями и травами, и кристальными
родниками. Но мало кто может добраться туда и вернуться_). Здесь нам надо
отметить, что в древнем мифологическом сознании спуск под землю понимался,
как переход в другой мир.
Стеклянный остров insula vitrea может ни с того ни с сего
исчезать и появляться, может плавать по воде невидимо для глаз. (_Образ
стеклянного мира нашел отражение в Откровении Иоанна Богослова_). К нему
никто не рискует приблизиться. В ирландских сказаниях есть такая легенда:
"Как-то одного рыбака забросило туда штормом, и он провёл на острове ночь.
А когда возвратился домой, то оказался не в своём уме, толковал, что будто
бы он целый год жил в огромном замке из стекла и золота, где невиданные
ужасные чудовища караулят сокровища. За сокровищами этими так никто и не
съездил, потому что рыбак, не приходя в себя, через неделю помер." (20).
С этими островами связан и другой странный мотив, бытующий в
фольклоре и письменности многих народов. Подробности рассказа различаются,
но есть и устойчивое ядро: герой отправляется в иной мир (на небо или под
воду, в загробное царство, в страну эльфов или фей, на остров бессмертия и
т.п.), проводит там считанные часы, дни или года, а по возвращении домой не
может узнать этих мест и не застает в живых свою родню. Выясняется, что он
отсутствовал несколько столетий. Многие исследователи обращали внимание на
удивительное совпадение этого мотива с эффектом, который представляется
специальной теорией относительности и получил наименование "парадокса
часов" или "парадокса близнецов". Суть его в том, что на борту космического
корабля, летящего со скоростью, близкой к скорости света, время будет течь
медленнее, чем, скажем, на Земле. Обычно подобный район считается
запретным. Местные жители предпочитают туда не ходить. А при случайном
приближении к нему человек чаще всего оказывается под проекцией сильного
страха.
Фольклористы и историки литературы не дали удовлетворительного
объяснения такому мотиву и его перекличке с предсказаниями теории
относительности.
Из этих запретных земель приходят в наш мир "Странные
посетители".
Отдельные очевидцы наблюдали их в далеком прошлом, но сообщения
приходят и в наши дни: с Северного Урала, с гор Тянь-Шань, с Тибета,
просторов Чукотки и Северной Америки и даже с обжитого "курортного"
Кавказа.. В древности камни скал хранили их загадочные изображения, ныне им
на смену пришел фото, видео- или киноаппарат. Но редко кому приходилось
видеть их дважды, а специальные экспедиции по их поиску были тщетными.
Вполне резонный вопрос: каким образом в некоторых районах земного
шара могли образоваться некие "затерянные миры", в которых сохраняются
отдельные экземпляры фауны, существовавшие на нашей планете десятки, а то и
сотни миллионов лет тому назад? Ведь для устойчивого существования
необходима целая популяция, обеспечивающая воспроизводство потомства. Кроме
того, многие водоемы, в которых наблюдаются странные животные (например,
нео-динозавры), попросту не в состоянии обеспечить им постоянное проживание
и возможность скрываться сколько-нибудь долго от вездесущего человеческого
любопытства. Появление странных существ и непонятных животных, которым нет
вообще места в развитии животного мира на планете, представляет почти
неразрешимую загадку.
Хэяк Якутии, Комполен народов Севера, Озами-явои и существо Калга
гор Памиро-Алтая - все они встречаются только в теплое время года и
поодиночке, словно они приходят откуда-то. Никто никогда не замечал троп и
таборов "диких людей". Но всегда (это стоит отметить особо) в сообщениях о
них говорится о реке, например река Дольная в Якутии, река Варзоба в горах
Памиро-Алтая, либо об озере: озеро Воже и т.д. (21). По статистике, около
двух миллионов людей в мире исчезают бесследно каждый год. Некоторые из
этих исчезновений настолько удивительны, что сразу заставляют думать о
сверхъестественных мотивах. Наиболее знамениты исчезнувшие в древности:
персидская армия Камбиса (524 г. до н.э.), боевой флот Александра
Македонского (около 323 г. до н.э.), пропавшие кельтские племена (около 279
г. до н.э.), морская экспедиция (Мали 1310 г.) и т.д.
Что произошло с ними? Погибли они или ушли куда то? Рассмотрим
несколько современных примеров, отраженных в литературе. (_Их достоверность,
а также степень приближенности к реальности - тема отдельного разговора_).
Многократно описан случай исчезновения на лугу возле собственного
дома и на глазах пяти человек фермера Дэвида Лэнг. Это произошло в полдень
23 сентября 1880 г. в 5 милях от городка Галлатина США и зафиксировано в
полицейском отчете.
Так же сообщается, что во время Первой мировой войны 21 августа
1915 г. на полуострове Галлиполи (Турция) несколько сот британских солдат,
маршировавших по дороге, вошли в опустившееся облако. И не один из них не
вышел с противоположной стороны. Чуть позже облако плавно поднялось и
двинулось на север к Болгарии. Солдаты же исчезли бесследно.
Подобным же образом, во время японо-китайской войны, пропал
китайский полк в 3 тыс. человек. В доступных сегодня японских архивах нет
никаких упоминаний о захвате полка в плен. Если бы здесь имел место случай
массового дезертирства, то семьи солдат и офицеров получили бы хоть
какие-нибудь известия.
До настоящего времени пропадают люди на острове Энваитен
(Безвозвратный) на озере Рудольф в Кении. Некоторые исчезновения произошли
сравнительно недавно. Исчезновение людей - не единственная загадка. Порой в
тех или иных странах люди появляются. Так в начале XX века в Париже был
обнаружен человек, потерявший память, в кармане которого нашли карту Земли,
но это была не наша планета.
В 1954 г. в Японии в одной из гостиниц был обнаружен человек,
имевший совершенно безукоризненный паспорт - ни подчисток, ни исправлений.
Все было правильно оформлено. Но паспорт был выдан страной, именовавшейся
Туаред, которой не было ни на одной карте. Человека допросили. По его
словам, Туаред протянулся от Мавритании до Республики Судан, включая Алжир.
До того как попасть в японскую психиатрическую больницу, этот человек дал
несколько интервью. Он совершенно искренне не понимал, почему ему никто не
верит.
Вероятно, самый старый пример такого рода - история появления
"Зеленых детей" в Вулпите (графство Суффолк в Англии) в 1135 - 1154 гг. В
это место дети попали из какой-то таинственной "Земли Святого Мартина", над
которой никогда не бывает солнца и всегда клубится густой туман... Отличный
пример современного попадания в инореальность приводится в рассказе Николая
Волошина "Тайна":
"Тот день с утра был какой-то особенный солнечный, праздничный,
яркий и одновременно тревожный. Не то парило, не то сушило. Душно было и
тяжело. В воздухе будто что-то висело и давило на тело, на психику... Моя
(охотничья) собака лежала в углу на подстилке и на все мои призывы лишь
воротила в сторону морду... (В этот день выезд на охоту обернулся
множеством неожиданностей.)... Впереди показались знакомые жердевые мостки,
возле которых мне нужно было сворачивать вправо, на узенькую тропинку. Я
свернул, готовясь через несколько минут увидеть знакомые плесы, а может
быть и уток вдали. Однако никаких плесов, а тем более уток не было и в
помине. Вместо хорошо известной, езженной-переезженной тропинки под колеса
мотоцикла бежал какой-то глухой проселок. Что за наваждение? Я остановил
мотоцикл. Слез. Огляделся. Совершенно незнакомое место. Развернулся, поехал
обратно, надеясь возле мостков сориентироваться и определить, что делать
дальше. Но и мостков я не обнаружил, сколько ни ехал. Грязная хлябкая
дорога привела меня к краю бесконечного болота, неожиданно оборвавшись.
Тупик. Очень странный, жутковатый тупик. Уж не брежу ли я?
Нет, не бредил, не спал. Вот комар сильно впился в подглазье. Вот
второй проколол кожу на пальце руки, а вот какая-то птичка, пролетая
брызнула теплым прямо на щеку. Какой уж тут бред, какой сон? Передо мною
стояла высоченная развесистая сосна. Метров в пятнадцати от нее по окаемке
болотца - вторая. Откуда они здесь появились? По всей местной пойме на
многие десятки верст не было никаких сосен. Я сел под ближайшим деревом на
мощные корни, задумался. Что-то в мире происходило не то. Бежать надо с
этого неприятного места, бежать.
Я вскочил и стал лихорадочно заводить мотоцикл. Он не заводился,
заглох, хоть лопни...
...Утром я спокойно, без приключений выехал сперва к мосткам, а
потом и на пойменный торный проселок, быстренько добравшись до дома.
Потом продал мотоцикл, собаку и никогда больше не приезжал в те
места..." (22).
3. Загадочная мифология
_*"Самый неоспоримый факт может либо обратить на себя внимание,
либо бесследно исчезнуть. И все это в зависимости от формы, в которой он
был изложен". Урсула Ле Гуин, "Левая Рука Тьмы".*_
Проведенные группой "Авеста" и ее консультантами исследования
показывают, что мифологические представления в Самарском крае отличаются
конкретностью и устойчивостью территориальной привязки. В них так же
отмечаются географические открытия, которых никогда не было. Так, К.
Серебренитский отмечал: "На туристических картах начала 80х годов время от
времени отмечали какие-то поселки-призраки, которых на самом деле никогда
не было... Наверное, таким образом заставляли путаться и плутать по
Самарской Луке предполагаемых шпионов - в поисках села Ермакове или села
Бахилова Поляна, которые почему-то отсутствовали на картах, или
отмеченного, но несуществующего поселка Родниковый... Еще сто лет назад
знаменитый на всю Россию Ямской тракт, соединяющий Европу и Азию,
превратился в заросшую безлюдную, болотистую лесную дорогу соединяющую
Сосновый Солонец и Новинки." (23).