Будто, Белой пошел с Земли на Небо, А Черной-то пошел да по чисту полю. Ужель возможно мой сон рассудити?» Отвечал Баян Вещий: 205. «Уж ты гой еси, князь Волот Волотович! Уж вы гой еси, все Люди Русские! Знайте вы, разумейте да ведайте, Яко в Книге Голубиной есть написано, Есть написано да заповедано: 210. То не два Зверя Невиданных Во чистом поле сходилися-билися, То сходилися Правда со Кривдою; А где Зверь Белой – там Правда была, А где Зверь Черной – там Кривда была. 215. Бела Правда Черну Кривду преодолела, Преодолела да на Небо возлетела, Кривда же с тех пор по всей Земле пошла, По всей Земле пошла – Чёрный (Кощный) Век зачала. Оттого и Мать-Земля вся колышется, 220. Оттого и Предкам боле почёту нет, Оттого и брат на брата ратью идет, Оттого и дети-внуки не родятся… Тако в Голубиной Книге записано – Старым людям на памятование, 225. Молодым же – на научение!» Тут все Люди Русские Баяну Вещему поклонилися: «Благодарствуешь ты, Баяне Вещий, Баяне Вещий, ты Белый Волхове! 230. Ты горазд был, Баяне Вещий, сказать по памяти, Сказать по памяти, будто по грамоте, Что во Книге Голубиной есть написано, Что написано да заповедано!» А мы на сём Богам Родным славы поём, 235. Славы поём – чести возносим! Да будет Богам Родным слава! Да будет Земле Русской благо! От Коло и до Коло! Истинно, вовек! 240. Слава!
Комментарии волхва Велеслава Здравы будьте, люди добрые, вы да сородичи ваши! Сегодняшняя наша беседа будет посвящена Голубиной Книге – величайшему памятнику Древнего Ведания наших Предков-Родноверов. К настоящему времени собирателями Славянских Древностей записано уже несколько десятков Духовных Стихов и Сказов – вариантов Голубиной Книги. Но ни один из них не является собственно Голубиной Книгой. В нашем распоряжении мы имеем лишь ряд Сказов, повествующих о Голубиной Книге, но не саму Книгу. Ибо, как сказано в одном из вариантов Сказа (дабы не путать одно с другим – саму Книгу и многочисленные Сказы о ней – не будем смешивать эти понятия):
Голубина Книга не малая, А Голубина Книга великая: В долину Книга сорока пядей, Поперёк та Книга двадцати пядей, В толщину та Книга тридцати пядей, На руках держать Книгу – не удержать, Читать Книгу – не прочести…
И в другом варианте (говорится от имени ветхозаветного царя Давида):
Не могу я прочесть книгу Божию. Уж мне честь Книгу – не прочесть Божию: Эта Книга не малая, Эта Книга великая; На руках держать – не сдержать будет, На налой положить Божий – не уложится. Умом нам сей Книги не сосметити, И очам на Книгу не обозрити: Велика Книга Голубиная!..
Интересно отметить, что в Сказе прямо говорится о том, что Книга не вмещается в узкие церковные (христианские) рамки: на аналой она не уложится. В другом варианте Сказа говорится ещё откровеннее (речь ведётся от имени ветхозаветного Исайи-пророка – одного из крупнейших иудео-христианских библейских пророков, для которого Книга в полном объеме оказывается не доступной):
Мне-ка этой Книги не прочитать будет, На ногах у Книги не простоять будет, На руках этой Книги не сдержать будет. Я читал эту Книгу ровно три года, Прочитал у Книги только три листа…
Таким образом, сами Стихи говорят нам о том, что Книга сия есть нечто большее, нежели просто книга. Даже само название Книги: Голубиная (или, согласно другим вариантам: Глубинная – Потаённая, Сокрытая) – говорит о Божественности и Сокровенности сей Книги. Большинство вариантов Сказа называет Книгу именно Голубиной. Иные усматривают в сём названии христианское влияние, ибо, согласно Евангелиям, Дух Божий сошел на Иисуса в момент «крещения» оного в виде голубя. Но на самом деле христианское влияние здесь вторично, ибо, во-первых, голубь в Индоевропейской Традиции задолго до появления христианства почитался как посланец Мира Иного (то есть Голубиная Книга не есть книга, рождённая в Яви Земной, но – принесённая некими Высшими Силами из Ино), а во-вторых, в некоторых других вариантах Сказа прямо говорится:
Со Небес Книга совалилася, Выпадала Книга Голубиная, Голубиная, Лебединая…
И ещё:
Выпадала Книга Голубиная, Голубиная, Лебядзиная, Лебядзиная, Сорочиная…
Иными словами, речь идет о Птичьей Книге – о Книге, принесенной из Ирия Небесного птицами (вспомним, что в Ирие, согласно славянским поверьям, говорят на так называемом «Ирийском» или «Птичьем» Языке). Вообще, Небесное происхождение Книги отмечается во многих вариантах Сказа, например:
Восходила туча сильна, грозная, Выпадала из тучи Книга Голубиная…
Или:
Со ту сторону, со Восточную, Подымалась тученька грозная, Се грозная туча, се тёмная. Из тоея тученьки грозное, С тоея ли тученьки тёмноя Выпадала Книга Голубиная…
Вообще, для наших Предков-Родноверов не была характерна какая-либо «книжная» религиозность, в отличие от всех последователей так называемых «авраамических» религий (иудаизма, христианства, мусульманства – со всеми их многочисленными сектами), ставящих некую Книгу – некое «Священное Писание» во главу своей веры. Для наших Предков подлинно Священной Книгой была лишь одна Книга – Живая Книга Природы, в которой они прозревали Божские Откровения и черпали свою Мудрость. То же они заповедовали и нам – потомкам своим… Теперь – перейдём к непосредственному разбору содержания Голубиной Книги (насколько, вообще, это возможно – применительно к самой Книге).
Начинается Сказ с описания Сокровенного Центра Мира:
…Как на той да на Белой Мер-Горе, Да на самом-то Буяне-Острове, Что утвержден бысть от веку Посередь Окиян-Моря Бездонного, 5. Ко Сырому Дубу-Стародубу, Что корнями всю Землю охватил, А ветвями все Небеса объял, Ко Белому Алатырю-Камню Горючему Выпадала Книга Голубиная, 10. Голубиная да Лебединая, Лебединая да Сорочиная, Из Ирия Светлого являлася…
Окиян-Море Бездонное есть та Праматеринская Стихия, из Коей было явлено некогда всё сущее. Остров Буян, известный нам по многочисленным народным заговорам и волшебным сказкам, – воплощение Сокровенного Центра Мира и Северной (Полярной) Прародины Русов-Ариев (в некоторых заговорах он именуется Белым). Белая Мер-Гора, равно как и Мировой Дуб-Стародуб, есть образное воплощение Оста Всемирья, проходящего через Полюс и пронизывающего Собой всё Тремирье: Правь (Небеса), Явь (Землю) и Навь (Подземье). Здесь же можно вспомнить, что всякое наше обрядовое действо начинается со сказания волхвами кощун, начинающихся, как правило, словами: «Как на Море-Окияне да на Острове Буяне есть высокая Гора…» – что символизирует Духовное перемещение сознания творящих обрядиво в Сокровенный Центр Мира – туда, откуда берут свой Исток все Творческие Силы Всемирья. Там все участники обряда облекаются Силами Родных Богов, Духовно превосходя все телесные ограничения Мира Земной Яви, превосходя ограничения Времени и Пространства, удерживающие Дух Родов в Явленной Разделённости (САМО-отчуждении). При сём – посох волхва, ведущего обряд, Духовно приравнивается к Осту Всемирья, становясь зримым воплощением Родового Столба – Истинного Оста всякого деяния, творимого в Мире. Далее – идет описание «внешнего облика» Книги:
Сия Книга есть не малая: Долиною Книга долгая, 15. Шириною Книга широкая, Толщиною Книга толстая, Мудростию Книга Мудрая…
Конечно, речь здесь идёт вовсе не о внешней величине Книги, но таким образом выражена её Духовная значимость: через описанный зримый образ Книги выражено незримое величие её Духовной Сути. Далее:
Как на ту ли да на славушку, На славушку да на великую, 20. Ко той ко Книге Голубиной Соходилося много, соезжалося Много Вещих людей – волховов; Да князей, да бояр, да воев хоробрых; Да добрых мастеров-умельцев; 25. Да честных ратаев-пахарей…
В вышепривёденном отрывке говорится о представителях четырёх основных Сословий Русов-Ариев, обратившихся к Исконному Веданию, заключенному в Голубиной Книге. По сути, речь идёт о том, что Истинное Ведание должно лежать в основе всякого Сословного Знания, являя собой четыре ступени постижения Высшей Истины. Далее:
Да были-то ещё меж ними Двое наибольших мужей славных: Белый Князь Волот Волотович Да сам Баян Вещий, Белый Волхов…
В данном отрывке появляются Белый Князь (воплощение Высшей Мирской Власти) и Белый Волхов (воплощение Высшей Власти Духовной). Их личности поистине заслуживают сколь можно более подробного рассмотрения. Во-первых, Белый Князь Волот Волотович (во многих христианских вариантах Сказа – Царь Волотоман). Волоты, согласно Древним Славянским Сказам, суть великаны, жившие на Земле ещё до прихода людей. От волотов (у греков: «титанов») античные авторы вели родословную Гиперборейцев – легендарных Предков Русов-Ариев: «Гиперборейцы были титанического происхождения… Они взросли из крови бывших прежде титанов…». В изданной нами «КНИГЕ СВЯТОГОРА» приводится сказание, прямо говорящее о преемственной Духовной связи между волотами и людьми. Из Русских Старин (Былин) мы знаем, что волот Святогор передал Русским Богатырям (Илье Муромцу – Илье Моровленину) часть своей Силы. В Старинах мы тако же встречаем образ князя Владимира, несущий в себе, согласно данным исторической науки, черты как жившего в 10 в. от н.х.л. Владимира Киевского, огнём и мечом «крестившего» Русь, так и Владимира Мономаха, и даже легендарного Владимира Старого. Конечно, полностью отрицать христианское влияние на образ былинного князя Владимира не возможно. Но и утверждать, что его образ сформировался преимущественно на основе осмысления народным сознанием образа князя Владимира, предавшего Память Предков и Веру Праотцов, есть явное преувеличение. Ибо при внимательном рассмотрении образа былинного князя Владимира Красно Солнышко, очищенного от позднейших христианских напластований, перед нами предстаёт Священный Древне-Арийский Образ Божественного Правителя – Богочеловека Князя-Солнца, куда более древний, нежели исторический Владимир Киевский и даже само христианство… (Отголоски памяти о Божественном Правителе – Князе-Солнце сохранились, в искаженном виде, в некоторых Русских Летописях, например, в Ипатьевской: «И по сем царствова сынъ его (Сварога), именем Солнце, его же наричаютъ Дажьбогъ… Солнце царь, сынъ Свароговъ, еже есть Дажьбогъ, бе мужъ силенъ…».) Существует предположение, что былинный князь Владимир есть никто иной, как великан Имир (волот Имир), о коем повествуется в Младшей Эдде: «Сыновья Бора убили великана Имира… Они взяли Имира, бросили в самую глубь Мировой Бездны (Бездонного Окиян-Моря, согласно славянским сказам) и сделали из него землю, а из крови его – море и все воды. Сама земля была сделана из плоти его, горы же – из костей, валуны и камни – из коренных и передних его зубов и осколков костей… Из крови, что вытекала из ран его, сделали они океан и заключили в него землю. И окружил океан всю землю кольцом…». Вообще, возведение славянского имени «Владимир» к (славяно-скандинавскому?..) сочетанию «волот Имир» – явно относится к области так называемой «народной этимологии» и вряд ли может в полной мере соответствовать действительности. Но для нас сейчас представляет интерес само направление мысли, связующей былинного князя Владимира с великанами-волотами.
_________________ Максим
|